Это правда, что сейчас не нужно специально готовить ребенка к детскому саду? Что его всему там научат?
Такой вопрос был недавно получен от родителей ребенка 3-х лет.
Найти на него ответ несложно. Вот несколько ситуаций.
1. Дети после завтрака подходят к умывальникам. Засучивают рукава, моют под струей воды ручки. Воспитатель подсказывает, как намылить руки, напоминает, где чье висит полотенце. А у одного малыша рукава мокрые-премокрые до локтей. Он не умеет сам засучивать рукава. Не знает, что это нужно делать. При этом испугано смотрит на воспитателя – как же ему ходить теперь в мокрой одежде?
Слезы у него набегают на глаза сами собой. Хочется плакать.
2. Ребенок успешно сходил в туалет. Воспитатель хвалит, просит надеть трусики и штанишки. Ведь сам он в это время сажает на унитаз еще одного ребенка и следит, чтобы еще двое не ушли из туалета без результатов. Но ребенок никогда это не делал сам. Он тянет штаны то с одной, то с другой стороны. Как же это трудно! Наконец, надев, делает несколько шагов в сторону группы. Но тут же, по своим ощущениям, понимает, что трусы-то он забыл натянуть. Они где-то там остались и сковывают движения.
Слезы у него набегают на глаза сами собой. Хочется плакать.
3. Обед. Малыши орудуют ложками в своих тарелочках, откусывают хлеб, тянутся за компотом. А наш герой беспомощно следить глазами за воспитателем: «Когда же она придет меня покормить?». Однако воспитатель, похваливая вкусный обед, одному помогает подвинуться поближе к столу, второму подвигает поближе тарелку, третьему надевает пластиковый нагрудник, поскольку он ест хоть и самостоятельно, но неаккуратно.
Наконец, воспитатель обращает внимание и на неумеющего есть самостоятельно малыша. Но не спешит его кормить, а учит: «Бери ложечку. Вот так! И осторожно неси ко рту».
Как же это тяжело, самостоятельно есть ложкой. Одно неосторожное движение и ложка отлетает куда-то в сторону. В попытке ее поймать, ребенок разливает еще и суп из тарелки. Суповой бульон капает на колени. Слезы набегают на глаза сами собой. Хочется плакать.
Каждому ребенку необходимо пройти период адаптации, чтобы чувствовать себя комфортно в новой и незнакомой среде.
Первым и одним из самых важных навыков, который ребенок должен обладать, является стремление к самостоятельности в самообслуживании. Ребенок должен стремиться одеваться и уже иметь некоторые навыки:
- снимать и натягивать штанишки,
- надевать шапку,
- уметь пользоваться туалетом,
- мыть руки с минимальной помощью,
- есть ложкой, пить из чашки практически без посторонней помощи.
Полезные навыки позволят вашему ребенку чувствовать себя как «большой ребенок». Это способствует его устойчиво высокой самооценке и быстрой адаптации в новой среде.
Важным является умение общаться с другими детьми. Хорошо, если родитель учит быть добрым и вежливым, при необходимости помогать другим. В детском саду дети находятся в постоянном контакте друг с другом. Ребенок должен знать, как играть с другими детьми, принимать правило очередности игры с понравившейся игрушкой.
В детском саду существует свой режим дня, расписание и правила поведения. Хорошо, если малыш готов выполнять простые правила и следовать инструкциям педагогов.
Почему же некоторых родителей легко убедить, что в детский сад можно идти без подготовки? Дело в том, что наше общество быстро привыкает к сервисному комфорту. За нас сейчас очень многое делается другими людьми или современными технологиями: доставляются продукты, заполняются документы, открываются двери, включается музыка – перечислять можно долго.
Но расслабляться нельзя, потому что всё равно есть задачи, которые не делегируешь другим. Приучение ребенка к самостоятельности, его социализация – одна из таких задач.