Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) - русский оперный и камерный певец, первый Народный артист Республики. В разное время солист Большого и Мариинского театров, театра Метрополитен Опера. Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью, он пробовал себя как скульптор, живописец, график, карикатурист, художник-гример и даже немного фарфорист!
Изначально, Шаляпин поддержал Октябрьскую революцию 1917 года. Вместе с писателем Горьким он активно участвовал в общественной жизни Петрограда, посещал различные предприятия. На фотографии от 8 мая 1918 года запечатлены Шаляпин, Горький, директор ГФиСЗ Фрикен и другие лица в президиуме заседания Областной тарифной конференции рабочих стекольно-фарфорового фаянсового производства. На заводском собрании ГФЗ, Шаляпин был избран "Почётным фарфористом", там же было решено запечатлеть образ великого русского певца, первого Народного артиста Республики, в фарфоре
В 1922 году скульптор Яков Троупянский (1878-1955) создал модель скульптуры "Ф. И. Шаляпин в образе Бориса Годунова в опере Борис Годунов". Роспись скульптуры была очень сложна и трудоёмка, в ней использовалась как подглазурная, так и надглазурная роспись, сложные узоры, цировка. Скульптура выпускалась заводом с 1923 года и пользовалась большим успехом как в СССР, так и за рубежом. После отъезд Шаляпина за границу и лишения в 1927 году советского гражданства, выпуск его скульптур значительно сократился. В 1950-70-х годах работу снова начали выпускать, в основном для продажи на экспорт. Сегодня скульптуры "Ф. И. Шаляпин в образе Бориса Годунова" чрезвычайно востребованы и являются украшением как музейных так и частных собраний советского фарфора
Сотрудничество Шаляпина с ГФЗ не ограничилось заседанием в президиуме и использовании его образа в фарфоре. В 1922 г. Федор Иванович собственноручно расписал чайную пару, нарисовав на чашке профильный автопортрет, а на блюдце - женскую голову
Много рисуя, занимаясь живописью, Шаляпин больше всего любил скульптуру. По-настоящему скульптурой ему удалось заняться лишь однажды, в октябре 1912 г., когда Шаляпин исполнил свой бюст-автопортрет. Шаляпин лепил себя и в ролях, но к сожалению, исполненные в глине и не отлитые в гипсе, эти скульптуры утрачены
Занятия изобразительным искусством были нужны Шаляпину для овладения искусством театрального грима. Первыми его наставниками были драматические актеры, а позже художники. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но и руки и даже тело. Шаляпинский грим создавался в расчете на масштабы больших сцен и залов. Он наносил краски пальцами, широкими и контрастными мазками. При близком рассмотрении такой грим казался хаотичным и не натуральным, но на огромной оперной сцене он производил удивительное по художественному эффекту впечатление. Манера гримировки Шаляпина была схожа с живописным приемам Коровина и Врубеля. Публика восторженно встречала гримы Шаляпина
Во всех видах искусств, которыми занимался Шаляпин, он создавал яркие художественные произведения, свидетельствующие о масштабе его многогранной гениальной личности
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!