Я искренне завидую родителям, дети которых с рождения (хорошо, пусть с трех лет) говорят правильно, чисто и сразу предложениями. Ни с одним из своих троих детей я не испытала такого счастья. Я какая-то неправильная мать? Возможно.
Среди моих знакомых есть "идеально логопедические" дети. Я расспрашивала родителей об их развитии, правильном воспитании, диете, в конце-концов (узнала, провернутая в блендере пища не дает тренировки мышцам языка). Проводила разные эксперименты, меняла пищевые привычки детей, но результаты были плачевными.
С первым ребенком, в плане логопедии, было все плохо (дизартрия). Со вторым очень плохо (дизартрия, дисграфия), с третьим - вообще ужас-ужас (дизартрия, дисграфия, дислексия, ЗРР, ЗПР).
С каждым из детей мы занимались с частным логопедом по срокам от 8 месяцев до двух лет (в зависимости от сложности) и это было очень непростое время для меня. Было потрачено море средств, а главное, моих сил. Результаты со старшими были отличными, а с младшим - удовлетворительными (опять же, в силу особенностей: все звуки на месте, но при торопливой речи звуки "р" и "л" смазаны).
Тогда я сделала следующие выводы:
- Если ребенок говорит до 5 лет с ошибками - не страшно. После пяти - начинаем работу, ждать больше нечего, надо принимать меры. Работу можно начать раньше, если вы чувствуете серьезные проблемы.
- Логопед должен быть хорошим специалистом, с опытом и результативными отзывами.
- Без ежедневного рутинного выполнения д/з - результата не будет.
- Без массажа языка логопедическими зондами, результат будет не скоро.
- Все логопедические проблемы напрямую связаны с неврологией. Для хорошего результата необходим прием препаратов.
Если не решить логопедические проблемы к школе, то у ребенка могут возникнуть трудности с правописанием и с общением со сверстниками. Но бывает, что сложности обнаруживаются только в первом классе (проблемы с письмом, чтением - дисграфия, дислексия, снижение фонематического слуха и проч.), в таком случае, на помощь придет ЦПМПК . Собираем документы и проходим комиссию. На аттестате вашего ребенка это никак не отразится, а вот жизнь ему облегчит сильно. Он продолжит учиться том же классе, но учителя будут относиться к ребенку лояльнее, к обучению подключатся психолог и логопед и все вместе сделают все возможное, чтобы устранить эти проблемы к средней школе.