Найти тему
864 подписчика

Итоги цифровой трансформации в сфере охраны труда

Эти итоги были подведены на Всероссийской неделе охраны труда, которая состоялась в конце сентября в восьмой раз. Рассказываем некоторые интересные моменты.

Эти итоги были подведены на Всероссийской неделе охраны труда, которая состоялась в конце сентября в восьмой раз. Рассказываем некоторые интересные моменты. Фото с сайта ВНОТ-2023.

Фото с сайта ВНОТ-2023.

Электронная платформа по охране труда

На ВНОТ-2023 презентовали новую электронную платформу для работодателей, которая была разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом труда при Минтруде.

Это бесплатный ресурс, которым могут воспользоваться все работодатели вне зависимости от статуса и размера компании. В Минтруде рассчитывают примерно на 7 млн. пользователей, но пока за 5 месяцев существования платформы ей воспользовалось около 40 тыс. предпринимателей.

Платформа содержит несколько сервисов, в частности, «Учёт и рассмотрение микротравм», «Особенности проведения СОУТ для микропредприятий», «Описание, подбор, эксплуатация СИЗ и ДСИЗ» и др.

Использование сервисов не требует специальных знаний, там есть инструкции, а также рекомендации и шаблоны документов. А также содержится база нормативно-правовых документов и информационные материалы.

Цель создания платформы – реализация требований охраны труда и обеспечение безопасности на предприятиях.

Один из сервисов на Онлайнинспекция.рф

О результатах работы сервиса «Электронный инспектор» рассказал министр туда Антон Котяков. По его словам, этот сервис помог бизнесу избежать штрафов на 23 млрд. рублей.

«Та профилактическая работа и разъяснительные мероприятия, которые мы проводим, во многом позволяют предприятиям сегодня чувствовать себя гораздо более спокойно для осуществления своей трудовой деятельности и избегать возможных конфликтных ситуаций с контролирующими органами», — сказал Антон Котяков.

Непосредственно сервис «Электронный инспектор» помогает работодателям провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства, по итогам которой составляется акт с выявленными нарушениями и советами по их устранению. Всего работодатели провели около 1 млн. таких самопроверок.

А мы от себя напомним, что Роструд недавно запустил новый сервис на Онлайнинспекция.рф – по отслеживанию и оплате штрафов инспекций труда. Теперь информация о штрафах отображается в Личном кабинете и дублируется на электронную почту. Оплатить штраф можно через портал «Госуслуг».

О других цифровых сервисах на Онлайнинспекция.рф

О них рассказал руководитель Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков.

По его словам т.к. аудитория порталов Онлайнинспекция.рф и «Работа России» пересекается, поэтому было решено расширить сведения о работодателе на «Работе России» за счёт данных о работодателях из сервиса «Банк предприятий и организаций».

Это даст возможность соискателям на «Работа России» узнать больше о потенциальном работодателе. Частично информация уже стала доступна, но работа над интеграцией ещё идёт.

Не так давно на Онлайнинспекция.рф был запущен новый сервис, дающий возможность работникам урегулировать спор с работодателем. Результаты — 49,5% случаев, по которым истёк 10-дневный срок рассмотрения, были урегулированы. Сейчас на рассмотрении работодателей находится 377 обращений, в инспекцию перенаправлено 169.

А буквально на днях были запущены два новых сервиса. Один помогает работникам разобраться, какие гарантии в соответствии с трудовым законодательством ему полагаются, а второй — какие средства индивидуальной защиты должен предоставить работодатель.

Всего же на портале Онлайниснпекция.рф запущено свыше 20 сервисов, наиболее популярны из давно работающих «Дежурный инспектор» и «Электронный инспектор».

Про «Электронного инспектора» уже было сказано выше, а насчёт «Дежурного инспектора» — то через него было предоставлено более 157 тысяч онлайн-консультаций.

Личный кабинет работодателя по охране труда

Его обсудили в ходе пленарной сессии с замглавой Минтруда Алексеем Вовченко.

«В настоящее время к личному кабинету, который стал впервые доступен в 2022 году, подключились порядка 70 тысяч работодателей — это значительное число компаний», — сказал Алексей Вовченко.

В 2023 году там появилась новая возможность для работодателей — авторизуясь через «Госуслуги», можно получить доступ к сведениям о проведённой СОУТ.

«Согласно действующим нормам, результаты спецоценки вступают в силу после их размещения, а если СОУТ проводила сторонняя организация, работодатель был лишён возможности оценить её полноту, правильность и вообще посмотреть результаты. Мы столкнулись с большим количеством таким случаев в период пандемии. Личный кабинет позволил решить эту проблему», — сказал Алексей Вовченко.

О цифровой трансформации охраны труда

О ней говорилось на отдельной сессии, где обсуждались новые модели управления охраной труда. Главное, что было озвучено:

  • больше не требуются бумажные документы для допуска к проведению СОУТ, срок оформления допуска сокращён в 4 раза до 5 дней;
  • запись на тестирование для аттестации экспертов занимает 6 дней вместо 20, электронный сертификат оформляется сразу же (а не в течение 15 дней) и размещается в реестре;
  • для аккредитации организаций на оказание услуг по охране труда в 2 раза снижен объём бумажных документов, срок оказания услуги сократился.
«Цифровая трансформация госуслуг в сфере охраны труда — это снижение административных барьеров и ускорение принятия решений по важным для бизнеса разрешительным процедурам с применением информационных технологий. С прошлого года благодаря переходу на электронный обмен данными сокращены сроки оказания услуг и количество предоставляемых документов. Аттестация на право выполнения работ по спецоценке условий труда, аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, включение в реестр организаций, проводящих спецоценку условий труда – все эти разрешительные процедуры можно пройти, подав заявление на портале «Госуслуги», — сказал глава Минтруда Антон Котяков.

Проверки Роструда

Наконец, обсуждалась животрепещущая тема проверок. Как сообщается, за последние 10 лет их стало на 80% меньше — в 2022 году было проведено около 23 тыс. проверок, тогда как в 2012 году 136 тыс.

Теперь инспекция делает основной акцент не на проверки, а на профилактические мероприятия – в 2022 году их провели около 730 тыс.

«Замена контрольно-надзорных мероприятий на профилактические меры способствуют созданию спокойной и справедливой трудовой среды. Ведь основная задача трудовой инспекции – не наказать работодателя, а помочь ему разобраться в трудностях трудового законодательства, выявить риски возможных нарушений», — сказал руководитель Роструда Михаил Иванков.

За прошедшие 10 лет Роструд помог восстановить права более 14 млн работников.

Только с начала текущего года благодаря срабатыванию индикаторов риска по итогу проведённых проверок были восстановлены права более 5 тыс. работников. Около 3 тыс. работникам выплачена задержанная зарплата в размере более 163 млн рублей.

Напомним, что индикаторы риска каждое ведомство разрабатывает «под себя». В 2022 году Роструд ввёл два индикатора — один связан с банкротством организации, второй с СОУТ. В августе 2023 года появились ещё два, которые связаны с увеличением лёгкого травматизма и отсутствием сведений в информационных системах о проведении СОУТ.

«Таким образом, на сегодняшний день всего 4 индикатора риска. Благодаря им с начала года были восстановлены трудовые права свыше 5 тысяч человек», — сообщил руководитель Роструда Михаил Иванков.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.