Мария Гуцол —талантливый автор и потрясающий фотограф. Ее книга о фейри «Осенняя жатва» вышла в издательстве Rugram.
Читайте в интервью:
— Чем живет Мария в обычной жизни?
— Что для нее значит писательство?
— Как пришла идея «Осенней жатвы» и с какими сложностями пришлось столкнуться при ее написании?
— Что для Марии значит издание в Rugram?
— Книжные рекомендации от автора.
— Мария, здравствуйте! Летом вышла ваша история «Осенняя жатва», входящая в авторскую серию «Красный вереск». Многие авторы знают вас не только как талантливого автора, но и потрясающего фотографа. Но всем нам интересно узнать вас и как человека. На кого вы учились? Кем сейчас работаете?
— Спасибо, приятно слышать и насчет писателя, и насчет фотографа. Ни моя работа, ни образование не имеют отношения к творчеству, так уж сложилась. По образованию я эколог, но никогда не работала в этой сфере. В плане работы у меня опыт максимально разношерстный. Сейчас я работаю в Московском отделении Российского Красного Креста специалистом по работе с беженцами. До этого были прекрасные и труднейшие пять лет работы в русловой изыскательской партии на реке Колыма.
— Как вы начали свой писательский путь? Помните первое произведение, которое вы написали?
— Мне кажется, я чуть ли не с младшей школы пыталась писать что-то нам про эльфов. Первое свое произведение, прямо настоящую книгу на 12 авторских листов закончила в пятнадцать лет. Даже отправляла его в Альфа-книгу. Это было классическое такое фэнтези с магами, эльфами, силами зла и вот этим всем.
— Для вас писательство хобби или нечто большее?
— Пожалуй, большее. Способ разговаривать с миром, что ли.
— Вы учились писательскому мастерству на курсах или методом проб и ошибок?
— Никаких курсов, все сама. Честно говоря, в ближайшее время и не планирую это как-то менять.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Самое трудное — сесть и писать. То есть, делать это хоть сколько-то постоянно. Самое интересное — наверное, придумывать персонажей, те их поступки и мотивации, вокруг которых в итоге и нарастет сюжет.
— Как вам пришла идея «Осенней жатвы»?
— У меня тогда многие друзья увлекались кельтской мифологией, ирландскими легендами и вот этим всем. Томас Рифмач, Дикая охота, полые холмы, стихи Йейтса. Это все было очень круто, отзывалось, откликалось, но мне чего-то в этом всем не хватало.
Однажды я ехала автостопом по трассе к себе от родителей, это примерно 150км, и над лиманами поднимался туман. Я как раз закончила перечитывать «Пикник на обочине» Стругацких, в наушниках у меня звучала “Stolen child” Лорины Маккеннит, и мне подумалось, что нужна какая-то такая история, чтобы про фейри, но в духе «Пикника». Потому что есть вот это глубокое сходство Зоны и мира полых холмов, где нельзя брать еду фей, болотные огни ведут в топь ну и так далее.
— Легко ли создавались герои и их имена?
— Герои и имена — это в тексте всегда самое простое.
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— Года четыре, насколько я могу сейчас прикинуть. Когда я ее начала, я еще все свои истории начинала записывать в бумажные черновики, а потом уже набирать электронную версию. Где-то в работе над «Жатвой» у меня этот подход и отвалился.
— Что для вас значит быть автором Rugram?
— Для меня это история про то, что ты сам решаешь, как именно ты планируешь свое развитие, куда идешь и что пишешь. Для меня это важно. И мне нравится, что в Rugram я равный партнер, и с моими условиями считаются.
— Блербы для «Осенней жатвы» дали Ирина Котова и Мария Покусаева. Что для вас значат их рекомендации? Как вы подходили к выбору кандидатов для отзыва на обложку?
— Ира и Маша — люди которые допинали меня до того, чтобы наконец издаться в бумаге. И мне показалось, что это самый правильный вариант, попросить о блербах именно их.
— Что вы можете рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это вам?
— К сожалению, я очень мало взаимодействую с блогерами — не хватает на это времени. Я все-таки человек с тремя (если считать книги) работами. Мой основной канал продвижения — мой паблик в вк, наверное. На что-то другое сейчас не хватает ни времени, ни сил.
— Сейчас все большую популярность набирают авторские боксы и мерч. Не хотели бы вы сделать что-то подобное по своей книге?
— Работаю понемногу в эту сторону. Если идея боксов найдет отклик у моих читателей — буду их делать.
— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас?
— Сейчас у меня в работе приквел «Осенней жатвы», история о том, как вообще вся эта каша заварилась. Очень такой ранний приквел, с боевыми колесницами и эпическими героями. Запланирован двухтомник с общим сюжетом, написано где-то две трети первого тома. Честно говоря, идет тяжеловато, потому что история для меня очень объемная с множеством событий и несколькими фокалами.
— Есть ли у вас писательские страхи?
— Пожалуй. Например, я боюсь, что перестану писать стихи. У меня сейчас с ними есть некоторые сложности.
— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?
— Да, стараюсь находить для них время. Фотография, конечно, плавно переходит из категории «увлечения» в категорию «работа», остаются ролевые игры живого действия. Я играю довольно давно, для меня это еще один способ рассказывать истории, крутой, сложный, требующий под час не меньше усилий, чем писательство. Могу бесконечно долго рассказывать про своих персонажей и их приключения, но тогда, боюсь, мы выйдем за пределы формата «интервью и писателем».
— Дайте небольшую рекомендацию по вашим любимым книгам.
— Забавно, но я могу сказать «Вот эта книга будет у меня любимой», и через пару лет забыть о ее существовании вообще. Так что будут те книги, которые я могу вспомнить несмотря ни на что.
Внезапно, но я люблю эпос. «Предания и мифы средневековой Ирладии», «Саги о уладах», если говорить о том, чем я вдохновляюсь для цикла «Красный вереск. Да, тяжелое чтение для современного читателя, но такая богатая пища для писателя.
Это «Властелин Колец» и «Сильмариллион» Толкина. Это такая любовь, которая с годами не тускнеет. Такой себе мой ориентир, о чем должна быть фэнтези.
«Сердце пармы» и «Золото бунта» Алексея Иванова. Очень отзывающиеся мне книги после моей жизни на севере.
«Дом, в котором» Мариам Петросян.
«Томас Рифмач» Эллен Кашнер
Если говорить о книгах Руграм, то это книги Сони Ролдугиной, ее истории про фейри: «Тимьян и клевер», «Трое для одного», «Забери меня отсюда».
— Любимые музыкальные исполнители?
— Сейчас это Мельница и Santiano
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— Да, друзья среди авторов есть, хотя их не очень много. Что касается конкуренции, честно говоря, я не очень об этом задумывалась. Я пишу то, о чем мне хочется писать, и мой идеальный читатель — это тот, кому нужны именно такие истории. Мне кажется, это не очень про конкуренцию.
— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
— Джон Р.Р. Толкин. Мне кажется, его книги изменили мир.