Найти тему

Поставили "лайк" подумайте о последствиях ...

Сегодня на повестке дня всколыхнувшая юридическое сообщество новость о том, что пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Ростове-на-Дону признал эмодзи «лайк» эквивалентом подписи под документом.

Вернёмся к истокам дела. Как следует из постановления суда от 29 июня, предпринимательница Сирануш Арутюнян в марте 2022 года заключила договор купли-продажи с Родионом Руденко на поставку мобильного торгового киоска в виде фургона Volkswagen T1. В договоре прописывалось, что цвета нижней и верхней части киоска комбинированные и утверждаются сторонами дополнительным соглашением к договору до 30 апреля 2022 года. Продавец обязался отгрузить товар до 30 июня 2022 года. Киоск стоил 685 тыс. руб., покупательница заплатила задаток в размере 479,5 тыс. руб., а оставшуюся сумму должна была выплатить в период готовности товара к отгрузке.

В договоре также указывалось, что стороны признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по электронной почте или другим каналам связи, в том числе привязанным к телефонным номерам сторон (мессенджер WhatsApp, принадлежит компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена).

Фургон не был поставлен в срок, поэтому 4 июля 2022 года Арутюнян направила претензию с требованием возвратить задаток. В ответе на претензию Руденко указал, что между сторонами не было заключено дополнительное соглашение, что исключает возможность завершить изготовление киоска в установленный срок. Тогда предпринимательница подала в Арбитражный суд Краснодарского края иск о взыскании 480 тыс. руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд постановил взыскать с Руденко неосновательное обогащение в размере 480 тыс. руб. и проценты в размере 27,5 тыс. руб.

Руденко обжаловал решение в Арбитражном апелляционном суде в Ростове-на-Дону. Суд, однако, постановил, что из представленной в материалах дела переписки в WhatsApp следует, что стороны обсуждали цвет и размеры киоска. Так, 6 апреля 2022 года Руденко написал: «Хорошо, желтая полоска на белом фоне» — и получил в ответ изображение «Большой палец вверх» (от представителя Арутюнян, действовавшей по доверенности).

Суд уточняет, что Руденко в своей апелляционной жалобе указал на возможность различных интерпретаций данного изображения, но «иного разумного, понимаемого значения данного изображения не предложил». «В последующей переписке значение данного ответа гражданин Руденко не уточнил, из чего следует, что ответчик воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения», — решил суд.

Похожие случаи происходили и за рубежом. Так, например, в июне 2022 года, схожее решение принял суд канадской провинции Саскачеван, который постановил, что эмодзи «большой палец вверх» является законным заверением контракта. В 2021 году оптовый покупатель обговорил по телефону с поставщиком условия приобретения партии льна и переслал ему фотографию контракта на поставку, попросив подтвердить контракт. Поставщик ответил на это эмодзи с изображением «лайк». Не получив в установленный срок лен, покупатель обратился в суд.

Истец настаивал, что ранее не раз получал подтверждения контрактов таким образом, поэтому и в этом случае расценил эмодзи как согласие на поставку. Ответчик же возражал, что значок только подтверждал получение текста контракта. Суд встал на сторону истца, хоть и признал, что данное эмодзи «не является традиционным способом подписания документа». Однако в данных обстоятельствах «это было законным способом выражения тех целей, которые имеет обычная подпись», расценил суд и обязал ответчика выплатить истцу 82 тыс. канадских долларов за неисполнение контракта.

Хочу отметить, что суды должны подходить к признанию возможности заключения договора с использованием стандартизированных изображений по типу «эмодзи» осмотрительно, рассматривая каждый конкретный случай индивидуально, и не отходить от формального прочтения договора. Важно помнить, что эмодзи — это многозначные символы и их толкование часто может зависеть от социального контекста. При этом значение может иметь не только практика использования эмодзи в конкретных странах, но и в определённых возрастных или профессиональной группах. Более того, не стоит забывать про роль индивидуальных привычек в коммуникации каждого отдельно взятого человека, а также про предшествующий стиль коммуникаций спорящих сторон.



Про Интеллектуальную собственность
читать тут