Найти тему
Строительный мир

Междугородняя трамвайная линия через тайгу, исчезнувшая из-за гигантского экскаватора

Это была одна из немногих трамвайных линий на территории СССР с приставкой междугородняя. Открыли ее в 1953 году на севере Свердловской области. «Железка» соединила поселок Волчанск и Карпинск. В последнем инфраструктуру для рельсового транспорта начали создавать еще в 1944-м. А в мае 1946-го по улицам города прошел первый трамвай.

© Госархив Свердловской области / gaso-ural.ru (Трамвай на линии Карпинск – Волчанск)
© Госархив Свердловской области / gaso-ural.ru (Трамвай на линии Карпинск – Волчанск)

В соседнем населенном пункте аналогичный проект реализовали к концу 1951-го — пробный рейс запустили 31 декабря. Правда, этот своеобразный новогодний подарок подпортили сильные морозы и неопытность водителей. К тому же выявили ряд недостатков, которые пришлось исправлять в следующие месяцы. В результате, вагоны начали регулярно перевозить пассажиров от Лесной Волчанки до Поселка Кирпичного завода только с середины 1952-го.

При этом, строительство решили не останавливать — одну из веток потянули дальше в сторону Карпинска. И летом 1953-го трамвай начал курсировать между двумя городами (Волчанск получил статус города в 1956 г.). Протяженность маршрута составила около 15 км — однопутная линия.

© А. Александров / Карпинский краеведческий музей / karpinskmuseum.ru (Трамвай на разъезде Липовая гора на линии Карпинск – Волчанск)
© А. Александров / Карпинский краеведческий музей / karpinskmuseum.ru (Трамвай на разъезде Липовая гора на линии Карпинск – Волчанск)

Это расстояние рельсовым транспортом преодолевалось примерно за час. Трасса проходила по сути через тайгу, поэтому пассажиры могли не только наслаждаться прекрасными видами из окна и дышать чистым воздухом, но и успевали иногда сбегать в лес и набрать ягод и грибов, пока на единственном разъезде вагону приходилось стоять и ждать встречный трамвай.

Население Карпинска в то время приближалось к 50 тыс. (сегодня в два раза меньше), а Волчанска — к 30 тыс. человек (в 2023 г. — 8,4 тыс. чел.). Поэтому маршрут был востребован. Параллельно в обоих городах развивалась внутренняя трамвайная сеть.

© Oleg NT / public domain (Волчанский 71-619КТ выезжает из депо на линию, 2009 г.)
© Oleg NT / public domain (Волчанский 71-619КТ выезжает из депо на линию, 2009 г.)

Проект новой трамвайной линии в нашем городе // Карпинский рабочий. — Карпинск, 1956. — №117 (30 сентября):

«Десять лет назад в нашем городе была проложена первая трамвайная линия. Она прошла по центральной улице и соединила старую часть города с новой. С тех пор расширился и вырос Карпинск. Пролегли новые кварталы жилых домов, новые улицы. Проектная контора комбината Свердловскуголь закончила разработку проекта второй очереди трамвайной линии, которая пройдет по бывшей загородной части Карпинска».

Линия между Карпинском и Волчанском просуществовала до 1965-го. Причем, если опираться на источники того времени, закрывать ее не планировали. Однако в том году из одного угольного карьера в другой необходимо было перегнать огромную самоходную (на гусеничном ходу) выемочно-погрузочную машину массой свыше 1 тыс. тонн — экскаватор ЭКГ-15 Ново-Крамоторского завода, емкость ковша которого составляла 15 куб. м.

© Муниципальный краеведческий музей Волчанского городского округа / vk.com/muzey.volchansk (Перегон экскаватора ЭВГ-15 из карпинского угольного карьера в волчанский карьер)
© Муниципальный краеведческий музей Волчанского городского округа / vk.com/muzey.volchansk (Перегон экскаватора ЭВГ-15 из карпинского угольного карьера в волчанский карьер)

В ширину эта махина достигала 12 м. В общей сложности ей нужно было пройти расстояние в 20 км — по большей части вдоль междугороднего трамвайного маршрута. Ничего подобного раннее в мире никто не делал, поэтому советским специалистам в очередной раз предстояло провести сложнейшую техническую операцию. Однако для этого необходимо было демонтировать рельсы. Что и сделали. А для колесного транспорта (параллельно трамвайному пути пролегала автодорога) регулярно сооружали объезды. Для этого экскаватор на протяжении всего маршрута сопровождала специальная бригада с бульдозером.

В общей сложности на реализацию этого грандиозного проекта ушло два месяца — ЭКГ-15 двигался преимущественно в ночное время, проходя ежесуточно не более 300 м. Об этом знаменательном событии в то время писала не только местная, но и всесоюзная пресса. Ведь событие, действительно, было знаковым. Благодаря такому решению, удалось сэкономить много времени. Если бы машину решили разбирать и перевозить частями, то на это (с учетом ее последующей сборки) ушло бы не менее 1,5 лет.

© Dэя-Бøяg / CC BY-SA 3.0 (Схема действующих и ликвидированных маршрутов в Волчанске)
© Dэя-Бøяg / CC BY-SA 3.0 (Схема действующих и ликвидированных маршрутов в Волчанске)

Местные жители, гордившиеся тем, что о Карпинске и Волчанске в связи с этим важным событием заговорили во всем СССР и даже за его пределами, были уверены, что после проведения операции трамвайная линия снова вернется на прежнее место. Но не случилось. Свое решение власти объяснили тем, что между городами к тому моменту было налажено регулярное автобусное сообщение, поэтому необходимости в восстановлении «железки» нет. К тому же по автодороге путь занимал куда меньше времени. Неизвестно, сколько еще просуществовал бы междугородний трамвай, если бы не ЭКГ-15. Но многих жителей ликвидация рельсового транспорта тогда расстроила.

Трамвайное сообщение в Карпинске ввиду упадка экономики города полностью прекратилось в октябре 1994-го (это была первая ликвидированная трамвайная сеть на территории бывшего СССР после распада последнего). В Волчанске трамвай по улицам ходит до сих пор — в эксплуатации находится одна линия протяженностью 8,7 км.