Настало время выпустить третью статью с заявленной сюжетной подборкой, хоть они особо и не пользуются популярностью среди читателей, судя по статистике. С предыдущими двумя вы можете ознакомиться по ссылкам:
Начнем с академической картины Петра Петровича Верещагина, уже однажды представленного в статье на тему "железнодорожных" работ. Хоть место изображено и вполне конкретное - город Чусовой на востоке Пермского края, но узнать его и сегодня, и тогда, думаю, вряд ли можно было по этой картине, все же академизм был весьма далек от реализма, пришедшего ему на смену.
Хотя железнодорожный мост через реку Чусовая остался визуально похожим, но, конечно, с момента создания (1878 год) он не раз ремонтировался, ведь только за время Гражданской войны его пролеты взрывали два раза. Но вот две опоры моста еще могут "помнить" художника, делающего зарисовки к картине.
Далее у нас достаточно неожиданно будет пейзаж Ефима Ефимовича Волкова. Неожиданно потому, что таких, я бы сказал, урбанистических пейзажей в его творчестве не так-то много, как выразился его коллега по передвижникам Я. Минченков, более всего он любил изображать "родные болотища и березки":
Однако же, надо отметить, что страсть к болотам и здесь дала о себе знать - ведь речка, которую пересекает по мосту паровозный состав, явно постепенно заболачивается.
Следующим у нас тоже будет художник, которого достаточно неожиданно видеть в данной подборке, ведь Николай Егорович Сверчков (1817–1898) наиболее известен как анималист, то есть специалист по изображению животных. Собственно, я когда собирался писать статью о нем (но все так и не собрался) сразу же уяснил его основную специализацию, поэтому удивился, когда нашел вот эту весьма добротную, на мой взгляд, картину:
По крайней мере, это точно достойный образчик "железнодорожного" дореволюционного творчества, примеров которого, надо сказать, не так-то уж и много, особенно если сравнивать с советской живописью. Дымящий паровоз на фоне заката и мрачных туч, надвигающихся из-за гор - весьма неплохой образ подобран художником, не так ли?
Далее у нас будет единственная сегодня картина, которая относится скорее к жанровой, нежели к пейзажной живописи. Ее автор в каком-то особом представлении не нуждается, ибо уверен, что с творчеством Ильи Ефимовича Репина все мои читатели неплохо знакомы.
Думаю, что неспроста изображен железнодорожный мост именно в районе подмосковского Хотьково, ведь совсем рядом от этого населенного пункта находилась усадьба Абрамцево - место притяжения для многих живописцев второй половины XIX века, и, конечно же, Репин не был исключением.
Закончим мы двумя работами Станислава Юлиановича Жуковского, на которых мы видим железную дорогу без паровозов с составами, как часть общего пейзажа. Первый из них летний, с яркими и сочными красками, замечательно отображающими самое теплое время года:
А второй, наверное показывает нам начало весны, когда снег еще лежит на земле, но по общему настроению уже понятно, что "старуха-зима" уже уходит на покой. Конечно, таких мест, как изображены на данных картинах, в России с ее протяженной сетью железных дорог, было немало, поэтому перед нами хорошие примеры "обобщенных" пейзажей, на которых каждый может неожиданно найти что-то знакомое или близкое лично для него...
Надеюсь, вам было интересно разглядывать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.