Сразу скажу честно - я не отношусь к поклонникам "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика; в моём восприятии это очень затянутое и очень занудное произведение с абсолютным пшиком в финале и несколько смешным пафосом.
Тем не менее, отдельные эпизоды этого фильма чудо как хороши, а "космический вальс" под Иоганна Штрауса достоин звания шедевра. Но не в качестве эпизода фильма, а в качестве клипа.
Но я сегодня не о фильме, а только о начальной музыкальной теме, которая стала знаменитой, хотя и написана была почти за 70 лет до фильма.
Разумеется, я не могу сказать - была ли в конце 60-х популярна симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра". Скорее всего - нет, поскольку этот музыкальный фрагмент стал использоваться в массовой культуре только после картины Кубрика.
Но давайте сначала посмотрим фрагмент фильма "Космическая одиссея 2001 года". Это - "рассвет" человечества, тот поворотный момент, когда у предков людей появились проблески разума.
В симфонической поэме Рихарда Штрауса этот фрагмент - начальный, первая часть поэмы называется "Предисловие, или Восход".
И теперь предлагаю послушать этот фрагмент в исполнении симфонического оркестра. Кстати, у меня почему-то движения австралопитека из фильма Кубрика воспринимаются как нечто среднее между дирижированием и игрой на ударной установке.
Ну и, конечно же, жители постсоветского пространства при звуках этой музыки вспоминают отнюдь не фильм Кубрика, а программу "Что? Где? Когда?", где фрагмент был частью заставки.
Но, разумеется, наша передача - не единственное использование обсуждаемой музыки Рихарда Штрауса.
Для начала запись поэмы Штрауса "Так говорил Заратустра" в исполнении Лондонского филармонического оркестра в 1969 году довольно неожиданно (но и предсказуемо) добралась аж до 33 места в музыкальном рейтинге.
А далее её стали использовать все, кому не лень. Часто - связывая тематически с космосом. Например, музыка звучала в репортажах, посвященных миссии "Аполлон" ("Союз" - "Аполлон", помните же?), в мультфильмах на космическую тему "Монолит" (в детской американской программе "Электрическая компания"), в анимационном фильме "WALL-E" и так далее.
Также его включали перед своими выступлениями Элвис Пресли, борец Рик Флэр, группа "Phish". Она звучит перед началом французской автогонки "24 часа Ле-Ман".
Бразильский музыкант Деодато сделал аранжировку, которая в 1974 году получила премию "Грэмми", а в 1979 году версия Деодато была использована в фильме "Будучи там" (Being There).
Ну и, наконец, самое свежее "появление" уже сейчас, в 2023 году: мелодия используется в заставке нашумевшего фильма "Барби".
К сожалению, вставить сюда этот фрагмент не могу - в свободном доступе его пока нет.
***
Я надеюсь сделать рубрику "Знаменитые музыкальные темы в начале фильма/сериала" постоянной - ведь это тоже своего рода сериал :)
И еще: мы решили, что сериалы (и многосерийные фильмы) - всё-таки, слишком узкая тема. Кроме того, поскольку я пишу только о тех сериалах, которые смотрела сама хотя бы частично, подготовка каждого следующего обзора занимает больше времени, чем хотелось бы.
Поэтому сериалы будут разбавляться хорошими фильмами, знаковыми фильмами и обзорами фильмографий выдающихся режиссёров (в частности, сейчас начат Скорсезе - и мы с вами посмотрим потихоньку все его фильмы).
А также рассмотрим другие моменты, касающиеся кино и сериалов. Пока это будет музыка, дальше погрузимся еще во что-нибудь любопытное.
Если интересно - ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал.