В марте прошлого чиновники Евросоюза потребовали лишить Россию возможности приобретать «Боинги» и «Эйрбасы». Вслед за этим пришло еще одно требование: вернуть в Европу все лизинговые европейские самолеты, находящиеся в России. Очень уж хотел Запад «похоронить» гражданскую авиацию России.
Вот только этим мечтам не суждено было сбыться.
Россия получила в наследство от Советского Союза мощную авиастроительную промышленность, большое количество отечественных надежных самолетов, некоторые из которых до сих пор в эксплуатации.
Напомню: президент Путин летает на отечественном «Ильюшине». Военные используют самолеты КБ Туполева.
Да, богатое советское наследие в лихие перестроечные 90-е годы мы подрастеряли. Точнее, либералы-реформаторы во главе с Гайдаром и Чубайсом по команде Ельцина закрыли и «стерли с лица земли» большое количество авиазаводов.
Повод был, как они считали, «железобетонный»: «Мы все купим за границей». И действительно, наш парк гражданских самолетов на 80% состоял из иностранных лайнеров. Плюс обслуживали самолеты мы тоже «за бугром».
Одним словом, мы попали почти в полную зависимость от Запада в плане приобретения самолетов и их ремонта. И тут в 2022-ом после наложения санкций Запад разорвал договоры лизинга, а также перестал поставлять в Россию комплектующие для ремонта и обслуживания самолетов, находящихся в лизинге.
Москва должна была передать Европе 500 самолетов, причем сделать это надо было очень быстро — до весны 2022-го.
Руководство России наотрез отказалось возвращать технику Западу, ведь это, по утверждению экспертов, могло привести к «гибели» российской гражданской авиации. Наши «партнеры» оставили Россию даже без сертификатов безопасности, без которых летать запрещено.
Тогда Москва решила проигнорировать и даже изменить некоторые пункты Чикагской конвенции 1944-го. Напомню:
Конвенция до сих пор остается главным документом для международных полетов гражданской авиации.
В 2020-ом президент Путин заявил о приоритете российских законов над международным правом.
Исходя из этого, Москва отменила некоторые статьи Чикагской конвенции. В частности, те, что касались регистрации самолетов и возвращения их прежнему хозяину.
Вот что заявил глава Росавиации Александр Нерадько:
В итоге Boeing и Airbus, которые Россия должна была вернуть «партнерам», были зарегистрированы на нашей территории, и стали эксплуатироваться на внутренних авиалиниях.
Западные компании, давшие России самолеты в лизинг, стали требовать от страховщиков компенсацию, но получили отказ, поскольку выплаты в 20 млрд евро просто обанкротили бы их.
Россия стала разрабатывать свои универсальные двигатели, превосходящие западных конкурентов, а также создает свой дальнемагистральный самолет.
Отказ России вернуть самолеты — не единственный ответ на требования Запада. Кроме этого, Москва «закрыла наше небо» для самолетов из недружественных стран.
Это был мощный удар по Западу. Во-первых, «партнеры» понесли убытки, потеряв 500 с лишним самолетов, которые Москва отказалась возвращать. Во-вторых, из-за закрытого неба, у западных компаний увеличилась стоимость авиаперевозок, время в полете. То есть экономические затраты и уменьшение ресурса работы самолетов.
Таким образом, затея Запада оставить Россию без самолетов и в целом без гражданской авиации закончилась тем, что Москва «ударила» по кошелькам западных компаний.
Российская гражданская авиация, хоть и медленно, но восстанавливается. Уже летает ближнемагистральный Sukhoi Superjet. С мая этого года начались полеты среднемагистрального МС-21. Идет работа над созданием дальнемагистрального лайнера на базе Ил-96-300.
Со временем все «Боинги» и «Эйрбасы» будут заменены на российские самолеты. Производственная база в России для выпуска запчастей для наших самолетов есть. Вот-вот появится универсальный движок.
В общем, благодаря антироссийским санкциям, гражданская авиация в России начала восстанавливаться. Она будет восстановлена, причем так, чтобы не зависеть от прихотей Запада, вообще ни от кого не зависеть, как это было при СССР.
А коллективный Запад, в попытках «изолировать и уничтожить» Россию, потерял огромный рынок сбыта и в очередной раз остался в проигрыше.