Елена Викторовна Бардокина – сам педагог более чем с 35-летним стажем, коренная жительница Анапы, влюбленная в город своего детства, известная самой многочисленной коллекцией фотографий прошлого века и своими удивительными рассказами о жизни курорта середины прошлого века.
Накануне Дня учителя Елена Викторовна поделилась воспоминаниями о своих учителях. Какие это были люди, вы только послушайте!
– Вся моя жизнь связана со школой, и сама я стала учителем, возможно, потому, что были очень хорошие учителя. Вообще, педагоги того времени были поистине уникальные, особенно в первой школе, – рассказывает она.
Много было фронтовиков. Например, знаменитый Виктор Сергеевич Яндаров.
Виктор Сергеевич – легендарная личность для всех выпускников первой городской школы Анапы 50–60 годов. Во время Великой Отечественной войны воевал на фронте в Крыму. В 1943 году служил в охране Сталина. В 1950-м с семьей перебрался в Анапу. В первой школе был учителем физкультуры, руководителем секций велоспорта и баскетбола.
– Наши ребята нашли разрушенный его памятник, восстановили, – говорит Елена Викторовна. – Он был поначалу единственным учителем физкультуры, потому и спортивный зал назвали впоследствии его именем. Любимым его видом спорта был баскетбол. А я маленькая была – не попадала! Зато весь сентябрь у нас физкультура проходила на море. Мы шли в порт, и там Яндаров учил нас плавать. Тут же Бончковский Генрих Иосифович – тоже фронтовик, без одной руки – он у нас астрономию и физику преподавал. Это его жена Бончковская Евгения Никитична – она физику вела, последние годы была у нас классным руководителем.
В первый класс Елена пошла в 1951 году, после войны. А 1-я школа – старожилы знают – располагалась аж в трех или четырех зданиях. Так, начальные классы были на месте бывшей «газовой разведки», на углу Крепостной и Ивана Голубца; другое, главное здание 1911 года, тоже находилось на Ивана Голубца, тогда Серебряной; и еще несколько классов – на месте музыкальной школы и в помещении нынешнего ЦАНКа.
Елена Викторовна с теплотой рассказывает о самой первой своей учительнице – Анастасии Филипповне Ефимовой. Говорит, была ей как мама и заложила в ней тягу к преподаванию.
– А «доконал» меня мой любимый учитель Алпаткин Николай Александрович, который заразил любовью к литературе вообще весь наш класс! – смеется Елена Бардокина. – Николай Александрович пришел к нам после института, когда мы учились в седьмом классе. Человек он был специфический, но блестяще знал литературу и настолько хорошо к нам относился, что на особенности его характера никто не обращал внимания. Мы его слегка побаивались, но очень любили. Под его руководством мы ставили и Чехова, и Пушкина. Знаете, какой у нас был замечательный драматический кружок!
Елена Викторовна вспоминает, как играла Татьяну в «Евгении Онегине» и главную героиню в «Свадьбе» Чехова. А еще были пушкинские «Цыганы». Вот эта красавица-цыганочка на фотографии – блестящие черные волосы, пышная юбка с оборками, цветок в волосах, монисто – тоже она, Елена!
Да, а в клубе рыбколхоза «Дружба» имени Сталина – там, где сейчас «Застава», – проходили олимпиады художественной самодеятельности. И их драмкружок гремел на весь курорт. К примеру, давали «Бориса Годунова». Елена, конечно же, в роли Марины Мнишек. В шикарном костюме, который был творением рук ее гениальной бабушки: высокий роскошный воротник, на голове диадема. Запомнилось всем!
Она помнит всех своих учителей. Каждый, говорит, был уникален, таких сейчас не делают.
– Вот Шаповалова Марина Филипповна, благодаря которой географию мы знали так, что до сих пор – закрою глаза – карту вижу до мельчайших подробностей: любую страну на земном шаре, любой город, – улыбается Бардокина. – А это знаменитая Мартынова Мелания Михайловна – математик от Бога, о ней я могу рассказывать бесконечно. Дополнительные занятия перед экзаменами, помню, проводила в свое свободное время. И ни о какой оплате не было и речи. Она каждый раз нас натаскивала, и я, которая терпеть не могла математику, алгебру и геометрию на пятерки сдавала – сама не знаю как. И все это благодаря ей!
А еще: Чернова Любовь Михайловна – биолог, Чайка Алексей Савич – математик, знаменитый Гоголев Михаил Степанович, который долгие годы руководил школой после Анатолия Павловича Начара. Конечно же, Чулкова Валентина Ивановна – завуч, строгий, но очень добрый человек. Панютин Леонид Константинович тоже некоторое время был директором школы – историк, бывший фронтовик, на костылях ходил. Учитель химии Зинаида Гавриловна Череваченко – анапчанка, пережившая оккупацию. Очень мягкая, спокойная, любимица многих поколений учеников. Демурина Зоя Николаевна преподавала химию. А ее муж Владимир Сергеевич – трудовое обучение.
– А труды-то у нас какие были! – восклицает Елена Викторовна. – В настоящих мастерских, которые размещались в восстановленном доме Пиленко.
Кстати, в программе было производственное обучение. Все старшеклассники получили специальности: электрики, швеи, кондитеры. Потом уже, в следующих выпусках, были и медсестры, и автомобилисты.
– Там, где сейчас санаторий «Кубань», находилось довольно известное ателье. А на Астраханской, 3, в длинном таком здании – швейная мастерская. Мы все выучились на ее базе, получили разряды, – вспоминает Елена Викторовна. – Мы, швеи, сами шили платья, а потом в «Родине», помню, был показ моделей перед сеансом. Мы сами ходили в этих платьях, сшитых своими руками.
Да, и тогдашние учителя заботились о досуге школьников. К примеру, каждую субботу в первой или второй школах были танцы. При этом танцевальная часть непременно предварялась познавательной.
– К примеру, мы рассказываем об артистах, показываем фотографии, а потом уже танцы. А какие вечера были во второй школе! Там у них физик был прекрасный. Помню, как они ракету сделали, потом перед танцами поджигали и запускали ее. Конечно же, это был 60-й или 61-й год – время наших больших космических достижений!
В 9–10-х классах школьники летом ходили по местам боевой славы, по партизанским тропам в сопровождении бывшего партизана Кравченко Дмитрия Алексеевича. Однажды, рассказывает Бардокина, они вот так нашли могилу Толи Алёхина. Ребята просто сложили камни, а позже там появился памятник. Впоследствии в первой школе был установлен его бюст и пионерская организация получила имя Толи Алёхина.
– Наверное, если бы сейчас было больше таких учителей, с образованием у нас вообще бы не было проблем, – подводит черту Елена Викторовна. – И сегодня, пользуясь случаем, я поздравляю всех педагогов – молодых и ветеранов, ныне работающих и будущих учителей с профессиональным праздником. И желаю талантливых и благодарных учеников, чтобы вы видели, что ваши труды и усилия не напрасны. А еще очень хочется, чтобы для современных педагогов то, что они делают, было не рутинной работой и не образовательными услугами, а миссией и служением. Как это было и 100, и 60 лет назад.
А какие у вас самые были любимые школьные учителя? Расскажите в комментариях.