Одна из дат российской истории, которая напоминает о, возможно, самом удивительном танковом проекте. Сто лет назад, в 1923 году, в подмосковном лесу был уничтожен единственный экземпляр очень странного танка, о котором говорили, что он должен был изменить ход Первой мировой войны.
В разгар той войны весной 1916 года начались испытания двигателя для танка высотой с трехэтажный дом.
Этот танк придумал инженер Николай Лебеденко, мастерская которого выполняла заказы военного министерства.
Гигантский размер машине придавали два девятиметровых колеса. Третье небольшое колесо в полтора метра для устойчивости находилась сзади – так что в целом все это напоминало трехколесный цирковой велосипед.
Лебеденко писал в докладных записках, что большие колеса позволят успешно передвигаться по бездорожью. Инженер увлек своей идеей основоположника аэродинамики Николая Жуковского – тот сам сделал расчеты колес танка и в конечном итоге добился того, что выслушать инженера согласился Николай II.
Лебеденко принес на аудиенцию действующую деревянную модель танка - и придворные рассказывали, что император и инженер, как дети, валялись на полу, а вокруг них кружила модель танка, легко переезжая разбросанные по ковру книги.
Николай II выделил на проект 200 тысяч рублей, и в мае 1915 года самый большой в мире танк начали собирать в лесу недалеко от Москвы.
Машина поражала своей огневой мощью: две 75-мм пушки и десять пулеметов «Максим» – и обслуживать все это хозяйство должен был экипаж в 15 человек.
Для танка приспособили два трофейных авиационных двигателя «Майбах» мощностью по 240 лошадиных сил. Они были сняты с подбитого немецкого дирижабля. С этими немецкими двигателями танк должен был развивать скорость 17 километров в час.
Затем весной 1916 года в мастерских Императорского технического училище в Москве (позже названного МВТУ имени Баумана) начали собирать и первые отечественные моторы для танка Лебеденко. Эти двигатели разработал племянник Жуковского Александр Микулин, будущий советский генеральный конструктор авиадвигателей.
Создание отечественного двигателя создавала возможности уже для серийного производства трехколесного танка – но тут произошло событие, которое похоронила весь этот проект. Во время испытаний в подмосковном лесу танк застрял. В земле увязло заднее колесо – и выяснилось, что в подобной ситуации никаким способом невозможно сдвинуть с места такую махину.
Военные забраковали танк, и проект был закрыт. Застрявшая в земле гигантская конструкция еще долго торчала в лесу – пока в 1923 году ее не разобрали на металлолом. И реализована эта идея оказалась лишь в кино, 60 лет спустя - в сериале «Звездные войны» Джорджа Лукаса.
Там появился межпланетный дроид IG-227 Hailfire, похожий на танк Лебеденко.
Что касается России, то у нас этот проект практически забыт – а жаль. Ведь тот трехколесный танк выглядел весьма импозантно, и можно было бы наладить производство отличных сувениров – не хуже, чем продающаяся во всех ларьках миниатюрная Царь-пушка.
Производители сувениров предпочитают идти по накатанному пути и еще во всех видах штампуют все те же танки Т-34. К праздникам желающим традиционно предлагают даже такие танки, сделанные из шоколада.
Впрочем, это еще не предел фантазий на танковый тему: некоторые от сувениров стали переходить к более крупным формам – и вот, например, в Петербурге появился танк – такси.
А ведь могли бы поступить более патриотично и попробовать прокатить гостей города на чем-нибудь, напоминающим огромный танк Лебеденко.
Гигантские танки во время Первой мировой войны планировали построить не только в России, но и в Германии, и в Англии – но в конечном итоге везде от этих замыслов отказались. Это был отход от традиционной логики военных конца XIX-начала XX века.
Исходя из этой логики, инженеры пытались придумывать все более крупные военные орудия и бронированные машины. Но на полях Первой мировой войны гиганты так и не появились – инженеры пришли к выводу, что такие машины слишком неуклюжи и поэтому легко уязвимы.
Выбор был сделан в пользу менее крупных танков, и даже начался бурно развиваться обратный процесс – миниатюризация бронетехники.
Но об этом - уже в следующей публикации.