Царегородцев Владимир Витальевич
(14.04.1976-29.10.2002)
В конце октября 2002 года информационные агентства разнесли по
стране и по миру очередную скорбную весть из Чечни: в Грозном на подлете к аэродрому «Ханкала» был подбит вертолет российской армии. Погиб весь экипаж.
Среди погибших был старший лейтенант Владимир Царегородцев.
Произошло это 29 октября.
Из официального документа:
«Старший бортовой авиационный техник вертолета МИ-8 старший лейтенант Царегородцев Владимир Витальевич, 1976 года рождения, выполняя боевое задание,верный воинской присяге, погиб при исполнении обязанностей военной службы,показав героические качества, присущие воинам России».
Это скорбные строки из официального документа. В более
подробном изложении случилось следующее. Экипаж, в состав которого входили командир майор Александр Володин, летчик-штурман капитан Павел Бородин и бортовой техник старший лейтенант Владимир Царегородцев, должен был перебросить группу спецназа в горный район Чечни. При заходе на посадку в районе Ханкалы вертолет был обстрелян со стороны дороги Аргун – Грозный. В заднюю ее полусферу попала ракета ПЗРК типа «Игла». Боевая машина получила
значительные повреждения задней балки рулевого винта и в неуправляемом вращении начала падать в сторону склада боеприпасов. Жилые помещения располагались поблизости. Экипаж имел возможность покинуть машину, но ценой собственных жизней летчики постарались увести вертолет в сторону зданий. При соприкосновении с землей он взорвался. Погиб один из лучших экипажей авиации ВВ МВД РФ и находившийся на борту пассажир…
Как вооруженный переносным зенитным ракетным комплексом
боевик проник на аэродром в Ханкале, уже не узнает никто. После взрыва он сел в белую «семерку» и уехал. Через несколько минут шесть вертушек накрыли окрестности аэродрома ракетами. Шансов у террориста на спасение не было.
Рассказывают друзья-сослуживцы Владимира:
- Территория не контролируется. Вертолеты летят на предельно низкой высоте, что бы не стать легкой мишенью. Самый опасный участок вертолет преодолел успешно. Еще несколько минут, и он должен был сесть на землю. - Они уже садились. До земли оставалось всего 20 метров, как вдруг раздался взрыв. На часах было 16:08. Уклониться от ракеты при взлете и посадке вертолет не может. Именно такой момент и выбрал боевик. Ракета угодила в заднюю часть машины. Вертолет потерял управление. В баках МИ-8 2,5 тонны керосина, на борту
полный боекомплект. Была опасность, что вертолет рухнет на здания, где находились сотни людей. Случись это, многие бы из них погибли.
- Ребята направили горящий вертолет в безопасное место. Вертолет падал хвостом вниз. Спасти свои жизни экипаж не смог.
При выполнении боевых заданий неизбежно происходят
столкновения с противником, нередко вертолеты попадают под обстрелы. Глубокой болью для части стала гибель экипажа вертолета МИ-8.
За время прохождения службы старший бортовой авиационный техник
Владимир Царегородцев выполнил 2205 боевых вылетов, общий налет составил 2000 часов. Дисциплинированный и инициативный офицер, отмечен в служебной характеристике: «в экстремальных ситуациях он действовал смело и решительно, всегда был готов прийти на помощь товарищам, не избегал трудностей, общественные интересы ставил выше личных, к выполнению своего воинского долга относился с чувством высокой ответственности».
Владимиру были вручены Награды:
2 нагрудных знака «За отличие в службе» ,медаль Нестерова – самая авиационная медаль, медаль «за ратную доблесть» , которая дается всероссийским общественным движением ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» под подписью президента движения Б.В.Громова.
Гибель Владимира навсегда останется примером мужества, отваги и
бесстрашия российских офицеров. Владимир был награжден орденом мужества-посмертно.
Царегородцев Владимир Витальевич (14.04.1976-29.10.2002)
2 октября 20232 окт 2023
96
3 мин