Часть 2.
Дневник вело-путешествия от Мурманска до Печенги по Кольскому и Рыбачьему полуостровам. 10 – 27 августа 2023 года.
12 августа. Суббота.
С пяти утра до двенадцати шёл плотный, сильный дождь. Под монотонный хор дождевых капель в тёплой, сухой палатке спится сладко. Только в час дня выбрались из уютного домика. Не спеша собрались, припрятали вещи и по хорошо набитой тропе вдоль реки отправились к водопаду. Природная достопримечательность популярна у местных жителей. Вчера вечером каждые 10-15 минут по тропе кто-нибудь проходил. И сегодня, не смотря на дождливую погоду, люди шли на водопад. Суббота, однако. Через 15 минут услышали звук падающей воды и ещё через пару увидели источник белого шума. С каменного подиума валится вниз вода – вот и всё. Но как же завораживает. Внизу среди леса множество удобных полянок, где можно было бы встать на ночлег. Народ фоткается. И мы сделали пару изображений на память.
Только в пять вечера встали на колесо и завертели педали. Дорога струится между гранитных и гнейсовых сопок. То пробежит берегом явра - озера, то прижмется к отвесной стене, а бывает и выскакивает на безлесые плато, с которых видно далеко, а дышится легко. Места вокруг героические, исторические. Сегодня выходной. Берега озёр в аппликации из разноцветных палаток. Особенно их много на реке Ура у озера Килпъявр. Вторая половина дня была тёплой и солнечной. К 10 часам вечера добрались до реки Западная Лица, которая в этом месте расширяется до 300 - 500 метров. Встали на песчаном мысу, укрывшись от ветра зелёным бугром. Через залив от нас у дороги полощется красное знамя, водружённое у обелиска в память воинам комсомольцам.
На берегу развели костёр и приготовили ужин. Грибы не дают нам возможности похудеть. Они повсюду. Полярный день на Кольском закончился и наступили короткие белые ночи. В 2 часа солнце уже полыхает над горизонтом. Сегодня проехали 55 километров. Осталось ещё 35 километров асфальта до Титовки. Далее начнутся грунты. Набор высоты 1340 метров.
13 августа. Воскресение.
Встали в 10, выехали в 13 часов. Перед выездом зашли на мемориал, посвящённый воинам комсомольцам. Надо отметить, что все памятники, которые мы посетили поддерживаются в хорошем состоянии, память о подвиге наших дедов бережно хранится. Почти 15 километров трасса идёт вдоль реки Западная Лица. Через пять километров от стоянки за урочищем Чёртов перевал долина реки расширяется. Здесь шли ожесточённые бои. Советские войска остановили горных егерей, не дали им прорваться к Мурманску.
Павшим советским воинам посвящен, установленный в долине Мемориал защитникам Советского Заполярья – Долина Славы. У мемориала мы пообщались с велосипедистами – Мурманчанами. От Западной Лицы трасса взбирается на Кольские тундры и через 25 километров спускается в долину Титовки. Перед мостом через реку пункт пропуска, за мостом чуть поодаль от поворота на Рыбачий остановка Титовка с кафе и домиками для отдыха. У шлагбаума я переговорил с водителем микроавтобуса 211Р, который ходит из Заполярного через Печенгу в Мурманск. Меня интересовало, перевозят ли маршрутки велосипедистов с велосипедами. Водитель сообщил, что да перевозят, но надо позвонить диспетчеру заранее по телефонам, которыми он поделился, и забронировать места в автобусе, что бы мы с велосипедами могли сесть на остановке в Печенге. Опережая события, сообщу, что в Печенге в конце похода ни один из телефонов не ответил, а водитель подъехавшей к остановке маршрутки сказал, что велосипедистов с велосипедами маршрут 211Р не перевозит. Это к сведению. Дежурные на КПП вежливые, оперативные, задав пару вопросов о цели и времени путешествия, проверив документы и сфотографировав в полный рост с велосипедами, пожелали счастливого пути. И через пять минут мы уже обедали в уютном, современном кафе.
Здесь в дорогу купили пять кусочков чёрного хлеба и баночку икры палтуса, которая не один вечер радовала нас за ужинами.
От Титовки начинается грунтовая, хорошо обработанная грейдером дорога на Рыбачий. Титовка богата рыбой, поэтому хорошо освоена рыбаками, а на ее берегах появляются новые гостиничные комплексы с собственным выходом в открытый океан.
От Титовки до «Пьяного ручья», где по традиции за удачу принимают на грудь, 13 километров, далее дрога поднимается на не высокий хребет. В трёх с половиной километрах от начала подъёма развилка. На запад уходит 40 километров знаменитой Пароваарской (Швабской, Немецкой) дороги, построенной по проекту инженеров Третьего рейха во времена Великой Отечественной Войны для снабжения немецких войск, остановленных советской армией на хребте Муста-Тунтури. Сейчас въезд на дорогу перекрыт шлагбаумом. Рядом выросла база строителей. От неё пять километров дороги до развалин старого контрольного пункта реконструируют (читайте разрушены). Они станут частью нового шоссе через хребет Муста-Тунтури, ведущего к современной базе отдыха "Китовый берег" на берегу Малой Волоковой губы. Активно ведутся взрывные работы. Выполаживается рельеф. Скоро все любители дорогого, комфортного, заполярного отдыха смогут добраться по новой дороге к морю.
Проехав от базы строителей в сторону перевала ещё один километр, встали на берегу озера под дорогой. Сумеречное, заполярное солнце осветило мшистые базальты Титовской губы. Рядом с дорогой путешественники соорудили множество малых и больших туров.
Образовалось целое поле каменных башенок. Как черепахи, выползшие из моря, на вершинах сопок стоят сейды – огромные валуны, лежащие на трёх и более маленьких округлых камнях.
Вечер подарил нам оглушительны для глаз закат. У озера набрали морошки, голубики и в первом часу ночи легли спать. Отдельное спасибо встречным водителям, которые притормаживали, чтобы нас пылью и камушками не обсыпать.
Сегодня накрутили 50 километров. Набор высоты 1250 метров.