Сегодняшняя газета «Притамбовье» раньше называлась «За урожай», а ответственным секретарём в редакции был Семён Милосердов.
Семён Семёнович Милосердов родился в 1921 году в селе Семёновка Тамбовского уезда. Учился в Тамбове в школе № 5. А в 1938-м в областной молодёжной газете «Молодой сталинец» опубликовал первые стихи. Поступил в Саратовский университет, но тут грянула Великая Отечественная война, искалечившая жизнь и страны, и его. Он идёт добровольцем на фронт, воюет, в октябре 1941 года раненым остаётся на территории Белоруссии, оккупированной врагом. Раненого пленного должны перевести из районной больницы в концлагерь, опережая события, он бежит к партизанам. Опять бои. Под Гомелем тяжёлое ранение, изуродовавшее ногу. После войны он поступает в Москве в Литературный институт, но в 1949-м его ждёт арест, ГУЛАГ и огромный срок, который отменили в 1956 году. Затем освобождение и реабилитация. В том же 1956-м Семён Милосердов вернулся в Тамбов.
Судьбоносная встреча
Помню, в читальном зале библиотеки имени Пушкина появился красивый молодой мужчина, аккуратно одетый, с большим лбом, в больших, необычных для Тамбова очках в пластмассовой оправе (у всех очки небольшие круглые в мягкой оправе) на сосредоточенных глазах и слегка прихрамывающий. Работницы библиотеки были очень внимательны к нему, видно, поражённые его требованиями на больших и забытых поэтов.
Через пару лет мы познакомились. Я тогда был рабочим типографии и, несмотря на сдельную оплату, с интересом осваивал новые рабочие профессии. Почему-то не было верстальщика у районной газеты, и меня поставили верстать. Сегодняшняя газета «Притамбовье» в то время называлась «За урожай», а ответственным секретарём оказался автор сборника стихов «Зори степные» (12+) Семён Милосердов.
Журналистам газеты не хотелось подсчитывать, сколько знаков в каждой статье, сколько строк получится, чертить точные макеты полос, поэтому они заказывали типографии набор гранок статей, отдавали гранки мне, а я по своему разумению их расставлял, но не закреплял. Что не нравилось журналистам, я переделывал. Приходилось делать лишнюю работу, но я работал творчески, и мне было интересно. Я разговаривал с ним «на Вы» и по имени и отчеству, он звал меня по имени, но тоже «на Вы».
Спустя время, уже работая в офсетном цехе, я делал печатную форму для обложки книжки «Красное лето» (12+) уже знакомого мне Милосердова. И по радио, и в газете Семён Семёнович благодарил всех, ведь это второй сборник, и теперь его принимают в Союз писателей, а это праздник.
Помню, пришёл в газетный цех к Семёну Семёновичу с его новым сборником, раскрыл его и попросил поставить автограф, ведь интересно иметь книгу знакомого автора. К моему удивлению, он не полез за авторучкой, а взял книжку, закрыл её и пообещал не просто подписаться, а надписать и принести.
Спустя небольшое время он принёс книжку, вручил. Я благодарил, радуясь и за него, и за себя. Когда он ушёл, я прочёл и растерялся. Написано: «Вы, Саша, мило поступили, что „Лето красное“ купили. Для потребленья разного годится «Лето красное». Все говорят о празднике автора, он в интервью Кучину говорил, что счастлив, а у него на душе трагедия, беда, обида. А со мной он почему-то откровенно поделился.
Он жил в мире поэзии
Лишь спустя время я понял, что издатели включили в сборники апробированные, то есть уже публиковавшиеся в газетах его стихи. Милосердов — большой поэт, писавший о любви, смысле жизни, человечности. Газеты же берут стихи, созвучные с освещаемыми сегодня материалами, то выборы в Советы, то призыв в армию, то уборка свёклы, или «сладких корней», как пишут газеты. Поэтому в этих сборниках он выглядит колхозно-урожайным поэтом.
Когда после войны он вернулся в Тамбов, то был полон творческих планов, обращаясь в газеты. Но в те года никто не осмеливался публиковать стихи бывшего заключённого. Устав от попыток, он решил поступить, как когда-то Вертинский. Тот написал «Песню о Сталине» (16+). Все, слушая ту песню, улыбаются, слушая картавое и манерное исполнение. Вождь поблагодарил Вертинского, что облегчило его участь, но не разрешил исполнять.
Милосердов написал стихотворение «Вождю» (12+) ко дню рождения, пародируя весёлый грузинский тост: «Пусть будет воздух Гори чист, рассвет над Грузией лучист, благословен рожденья час того, что жизнь от смерти спас…». Представляю, как проклинал судьбу редактор газеты. За публикацию стихов заключённого могут выкинуть с работы, а за отказ похвалить Сталина можно надолго оказаться на лесоповале. И автор, и редактор после публикации ждали, чем это кончится? Но обошлось, и стихи Милосердова стали появляться в газетах.
Он жил в мире поэзии. Писал стихи. В 1965 году вышел его сборник «Волшебница» (12+), потом «От солнца до ромашки» (12+), «Земной простор» (12+), «Хлебный ветер» (12+), «Люби меня, люби…» (12+) (этот сборник мне посчастливилось редактировать), в 1993 году вышло сразу два сборника — «Белые колокола» (12+) и «Россия, чистая душа» (12+), а в 2001 году — «Нюансы» (16+).
Тамбову несказанно повезло, что здесь жили такие поэты, как Милосердов и Румянцева. Это поэты огромного таланта и щедрой души. Они никогда не отодвигали других поэтов, чтобы издать свои стихи. Помогали другим талантам найти свой путь в литературе и поэзии. В 1982 году Милосердов создал литературное объединение «Радуга», которое открыло многим дорогу в творчество. Оно дало путь Яковлеву, Перцевой, Курбатовой, Королёвой, Котовой, Кротовой и многим другим талантам.
Не стало Семёна Милосердова в 1988 году. Он всю свою жизнь служил поэзии и родной Тамбовщине. Теперь настало время тамбовчанам ответить своим отношением к его поэзии и увековечиванием памяти поэта.
Александр Чернов
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»