Всякие войны, даже если эти войны столетние,
все равно заканчиваются переговорами и миром.
Вот у меня вопрос: а стоит ли нагородить горы
покойников, наплодить вдов, сирот, калек,
пустить прахом по ветру труд предыдущих поколений,
чтобы потом сесть и договориться?
Александр Иванович Лебедь
Я долго мучилась, что написать тридцатого сентября. В день веры, надежды и любви год назад четыре новых региона включая мой родной Донецк стали Россией. Год назад в это время уже семь месяцев шли кровопролитные бои, летали грады ракеты хаймарс, грохотало во всем городе. На этом фоне Кремль, улыбки и рукопожатия глав регионов и Владимира Путина были очень сложным в восприятии и четкой оценке. День был рабочим, момент истины мы смотрели на видео в телеграм. И только по пути домой – а это была пятница – встречая на своем пути военных, выпивающих из пластиковых стаканчиков, расставленных на капоте машин, глядя в их лица я прочувствовала – какое же все -таки важное и исторически судьбоносное действо совершилось сегодня. Эти мальчики в военной форме, их лица, их выражения лиц заставили меня поверить, что эта их работа, эти смерти, эти потери военных и мирных, разрушения моего родного города – все это не напрасно. Все это имеет важное значение, без этого мы бы стали тем исходящим Арцахом, пример которого говорит теперь год спустя принятия Донецкой Народной Республики в состав РФ, что мы – не армяне, что мы – непокоренный Донбасс, и что всему этому есть своя цена. Для многих – слишком неподъемная, ибо, потеряв мужа, сына, брата – я бы вполне вероятно рассуждала по-другому. Не стало только моих родителей и дяди с женой, война дала толчок уходу детей войны тех сороковых. Не смотря на возраст, при спокойной жизни все бы они еще пожили. Но говорить об этом нет смысла, их земной путь завершен. Мы же, те, кто следующие, продолжаем жить и работать, продолжаем пытаться сосуществовать в процессе жизни, не очень сильно отмахиваясь от процесса смерти, которая здесь в каждом, в любом обозримом месте. Мои земляки дончане так же сажают хлеб и растят детей, так же – да не так, потому как все искривилось и испортилось, обычные процессы типа воды в кране и мирного неба стали – радостью. И даже радостью – начало учебного года для родителей всех видов и возрастов детей, просидевших на дистанционке. Может в будущем это и будет образованием, но все-же наши дети очень сильно одичали и разболтались, не посещая классы и аудитории. Да, это решение сохранило им жизнь и здоровье, но отбросило их личностный рост, потому как в эти молодые годы и закладывается порядок, дисциплина и понимание правильности во всех аспектах.
За годы с 2014 те, кто не уехал, много жалел об этом, а с началом спецоперации таки уехал. У меня нет мнения, что лучше, лучше то – что лучше для каждого конкретного человека. Мне в четырнадцатом было правильно уехать, а потом в девятнадцатом правильно вернуться к родителям. Сейчас я на пороге понимания – что дальше? Прогнозов, как и прогнозеров полно, особо меня впечатляют любители войны в долгую. «Скоро это не закончится» звучит из каждого утюга. Мне всегда хочется пригласить сюда пожить этих заумных почти Нострадамусов, которые сидя на своих кожаных креслах пишут подобное. Никому мое мнение кроме меня не нужно, все я знаю. И все -таки господа говорилки, помолчите пожалуйста. Если уж кто об этом знает точно – то говорить об этому не будет. Да и потом слова словами, а сколько погибло людей за это время, сколько детей и мирных граждан, эти ваши слова не помогут ни одному из сопричастных горю людей.
На youtube канал Алексея Пивоварова «Редакция» разместил полуторачасовой фильм о генерале Александре Лебеде, посмотрев который мне подумалось, что если бы был жив генерал, который обладал характером и волей, прошел Афганистан, войну в Приднестровье, Баку , Ташкент, Тирасполь, который остановил войну в Приднестровье и подписал Хасавюртовское соглашение, остановив первую чеченскую войну, то он смог бы быть у нас на Донбассе на своем месте. Ссылка на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=8fxhTn05OVY
Перед тем, как писать этот пост, я пересмотрела еще раз весь видеоряд, останавливаясь и пересматривая частично самое важное для моего понимания. И вот второй раз мне стало понятно, что как правильно было сказано в фильме: «Генерал Лебедь был героем того времени, в котором он жил». Ибо все сегодняшние реалии и повороты истории совсем не вписываются в те девяностые после развала союза, не вписываются и в начало двухтысячных, в эпоху ВВП – бессменного и пока незаменимого. Я не состою в ЕДР и не пою дифирамбов руководству страны, мое мнение – человека, живущего внутри самого конфликта и, честно признаться, все равно не всегда обладающего полной информацией о нем. И тем не менее – генералу Лебедю эпоха постсоветского периода подарила известность и миссию, которую он в то время выполнил, как никто другой. А все мировые изменения, которые идут постоянно, вызывая пожары то в одном, то в другом месте, они так же меняются со временем, как и технологии их осуществления. Вся жизнь генерала – образец мужества и стойкости, тогда он был одним из тех, кого видели в президентском кресле, учитывая его роль в Приднестровье, заслуги в конфликтах на Кавказе, афганский опыт ведения боевых действий. Память о Новочеркасске, где он родился, вырос и видел своими глазами, как падают с деревьев его друзья, расстрелянные армейскими подразделениями в 1962 году, он пронес на всю жизнь, может поэтому при выполнении приказов всегда опирался и на свое мнение тоже. Может поэтому ему удалось предотвратить кровопролитие в Тирасполе, в Грозном. Мне сложно судить. Тогда он был на своем месте, а сейчас на смену прямых и открытых генералов пришли паркетные, картонные министры обороны, герои со сроком судимости, идущие на Москву, которые гибнут аккурат через два месяца после попытки военного мятежа. Думаю, к такому развитию событий можно относиться как угодно, но понимать - вряд ли. Технологии двадцать первого вера переплюнули все конспирологические.
Спасибо всем сопричастным к нашему воссоединению, давшемуся через почти десять лет с начала майдана, восемь с половиной с начала обстрела Донецка и восьми месяцев с началом СВО. Низкий поклон и вечная память погибшим, соболезнования их матерям, их близким. И огромная благодарность за то – что здесь в моем родном городе я была есть и буду русской. Через несколько дней в моем российском паспорте будет штамп о месте проживания – город Донецк. Спустя шестнадцать лет после моего возвращения домой со мной вернулась и Россия.
А дальше – будем жить.