Вокзал на платформе "Ленинская" Павелецкого направления Московской железной дороги известен многим. Это один из самых популярных и узнаваемых вокзалов нашей страны.
Монументальное здание с колоннами, возведённое в стиле сталинского ампира и напоминающее московские сталинские высотки в миниатюре, встречает всех, кто приезжает на платформу или проезжает мимо. Те же, кто не видел его своими глазами, наверняка замечали в том или ином фильме, ведь вокзал пользуется популярностью при съёмках кино.
Отсюда около 5 км до усадьбы Горки, в советское время ставшей Горками Ленинскими и одним из самых главных и важных ленинских мест СССР: там жил, работал и умер вождь мирового пролетариата.
Разумеется, вокзал ближайшей жд-станции, к тому же названной Ленинской, должен был соответствовать статусу и быть парадными воротами в Горки.
Возведённый про проекту известного советского архитектора Бориса Мезенцева, вокзал принял пассажиров 5 ноября 1954 года.
Без символизма не обошлось: высота здания без шпиля - 22 метра (по дате рождения Ленина 22 апреля), самого шпиля - 17 метров (по 1917 году).
Вокзал опоясывают 24 колонны, по 6 с каждой стороны. Это отсылка к 1924 году, в котором Ленин умер.
С падением советской власти для вокзала начались трудные времена. Курируемый прежде партией, в 1990-х он какое-то время ещё кое-как сводил концы с концами, но потом персонал был сокращён, а здание заброшено.
В целом это объясняется не только идеологией: "Ленинская" и в лучшие годы большим пассажиропотоком похвастаться не могла, населённых пунктов вокруг немного, но когда иссякла поддержка партии, такой вокзал здесь железной дороге просто-напросто стал не нужен, оказался убыточным и был закрыт.
Тут устраивала тусовки молодежь, ночевали и жгли костры бомжи, орудовали вандалы. Какие-то подростки разбили статую Ленина, стоявшую в центре вокзала. Позже вокзал обнесли забором. Часть хулиганов это остановило, но от разрушения это не спасало: крыша прохудилась, полы "повело".
В конечном итоге заброшенный вокзал в 2020 году выставили на продажу и его купил предприниматель и коллекционер Вадим Федорец.
В его планы входит реставрация здания и открытие здесь современного арт-центра, где будут проходить различные выставки.
Некоторые противоаварийные работы уже проведены. Теперь вот-вот должна начаться реставрация, которая продлится 2 года.
Перед ней же в здании бывшего вокзала было решено провести выставку "АртДеньги", которая рассказывает про историю России в монетах и купюрах, переосмысленную мастерами народных промыслов Гжели, Жостово, Хохломы и Палеха, а также современными художниками.
В экспозиции представлены экспонаты из частной коллекции Вадима Федорца, посвящённые деньгам.
Эту выставку мы с вами обязательно посмотрим в следующей статье.
Изначально планов писать отдельно про вокзал у меня не было, но выставка очень познавательная и интересная. Мне хочется показать как можно больше экспонатов и их деталей, написать как можно больше интересных фактов. Поэтому единая статья, в которой будет и вокзал, и экспонаты, окажется сильно перегруженной. А не познакомить читателя с вокзалом я тоже не могу.
Внутри вокзал можно принять за античный храм. Торжественность, парадность и пышность, которые вложили в это здание, ощущаются и сегодня, когда интерьеры не в лучшем состоянии.
Над колоннами лозунг "Под знаменем марксизма-ленинизма, под руководством коммунистической партии вперед к победе коммунизма". Она словно бы венчает всех, кто находится в здании, и накрывает неким невидимым покровом. Листайте галерею и читайте.
Люстры вверху никогда не висело. Здесь всегда было открытое светлое пространство.
И хотя статую Ленина в центре вокзала уничтожили вандалы, Ильич здания вокзала не покинул. Его портрет находится в подвале здания.
Про этот "сюрприз" рассказали работники выставки. Его обнаружили случайно, при разборке мусора. Многие любители заброшек, кто лазил в вокзал, когда он был огорожен и брошен, о нём не знали и до него не добирались.
Оформление потолка же сохранилось оригинальное. Также каким-то чудом никто не снял и не своровал 2 из 4 люстр. В боковых пристройках потолки скромнее (хрустальная люстра была привезена новым хозяином). Листайте галерею.
Остатки билетной кассы.
Выставка.
Её символом стал горельеф потолка вокзала, напоминающий к тому же букву Ж и одно важное финансовое событие в жизни нашей страны.
В 1950 году Сталин не согласился с курсом 14 рублей за 1 доллар и перечеркнул крестом единицу, сказав: "самое большее - 4 рубля!".
Так по легенде родился символ Ж4 (Ж - перечёркнутая крестом единица), а рубль был привязан не к доллару, а к золоту. Тем самым СССР защитился от западной финансовой системы, а значит и приобрёл политический иммунитет.
Есть в горельефе и такой смысл: тонкий зелёный 4-х см чашелистик - символ доллара. Он не в силах сдержать буйство золота, идущее от сердцевины в каждому лепестку. То, что было в основе, уже не способно диктовать ни цвет, ни условия. Цветок тянется к солнцу и именно он первым привлекает при взгляде на него. Привлекает цветок, а не тонкая зелень на втором плане, скрытая лепестками.
Вот в таком пространстве и с таким символом проходит выставка "АртДеньги".
Кстати, читатель может задаться вопросом: если станция "Ленинская" была открыта в 1954 году, откуда же тогда уходил траурный поезд с телом Ленина в Москву, который прибыл на Павелецкий вокзал?
Дело в том, что примерно в 100 метрах от "Ленинской" ещё с рубежа 19-20 веков располагалась платформа "Герасимово", построенная купцами, братьями Герасимовыми, недалеко от их владения. Траурный поезд уходил от неё.
До официального переименования "Герасимово" в "Ленинскую", в народе платформу в Москву, с которой ушёл траурный поезд, уже называли "Ленинской". Платформа же "Герасимово" из Москвы народом после смерти вождя "не переименовывалась" и оставалась "Герасимово" до официального переименования в 1924 году.
До 1990-х годов деревянный вокзал станции "Герасимово" сохранялся в мемориальных целях, но потом он сгорел и не был восстановлен.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!