Найти тему

Как создаются иконостасы для храмов

Оглавление

В последнее время наша иконописная мастерская много трудится над изготовлением иконостасов. Заказы приходят один за другим. А ведь реализовывать такие масштабные проекты наши иконописцы начинали еще на заре становления обители более 20 лет назад, создавая иконостасы для храмов Свято-Елисаветинского монастыря. С тех пор руководителю мастерской иерею Сергию Нежборту пришлось пройти через разные этапы со своими трудностями и успехами, разочарованиями и радостями.

Иконоста́с это специальная преграда, отделяющая алтарь от основной части храма и состоящая из одного или нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке. Как правило, иконостас вмещает в себя ряды от нижнего к верхнему: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Реже встречаются апостольный и страстной. Местный ярус включает Царские врата и алтарные двери, иконы Спасителя и Богородицы, а также храмовую икону и образа местночтимых святых.

«Разработка иконостаса — это процесс очень творческий и требующий индивидуального подхода к каждому отдельному храму. Многое зависит от желания и финансовых возможностей заказчика. Но также важно чувствовать архитектуру,  масштаб и назначение храма, его стилистику», — говорит отец Сергий.

Основные этапы изготовления иконостаса

1. Обсуждение проекта с заказчиком. Все начинается с того, что в мастерскую  обращается заказчик и высказывает свои пожелания относительно иконостаса. Как правило, это настоятель храма. Иногда у него уже есть вполне подробный план: какие будут иконы и каких размеров, сколько рядов… Но чаще заказчики просят совета, и в процессе обсуждения начинает зарождаться  образ будущего иконостаса.

«Иногда удивительно бывает, что заказчик прислушивается и поддерживает то, что мне в этот момент интересно самому, чем я увлечен и что хотел бы воплотить», — делится руководитель мастерской. Также проговаривается стиль иконостаса и писаных икон на нем, цветовые решения и собственно сюжеты. Отец Сергий из своего опыта дает рекомендации, какой иконостас будет смотреться органичнее в пространстве конкретного храма. И после согласования всех нюансов планируется дальнейшая работа.

-2

2. Первый эскиз. После этого отец Сергий создает первый эскиз — визуальную картинку на компьютере, чтобы понять, как выбранная идея будет выглядеть на деле. Затем вновь согласовывает проект с заказчиком и при необходимости дорабатывает эскиз.

«Со стороны может показаться, что еще ничего не произошло, к написанию икон еще не приступили, но эта часть работы — самая непростая, потому что именно на этой стадии происходит формирование образа иконостаса и икон в нем», — признается руководитель мастерской.

3. Цветной эскиз на бумаге. На следующем этапе отец Сергий дублирует компьютерный эскиз вручную на бумаге цветом. На этой стадии важно почувствовать общий колорит будущей работы. «Это тоже достаточно трудная работа, потому что не хочется повторятся, делать репродукцию или что-то первое попавшееся. Важно найти изюминку, особый подход для конкретного храма», — рассказывает иконописец.

-3

4. Написание икон. Когда уже есть компьютерный и цветной эскизы, мастерская закупает доски для икон и приступает к золочению и написанию образов. В зависимости от занятости и возможностей иконописцев между ними распределяются иконы для иконостаса. Время от времени иконы составляются вместе. Это помогает лучше увидеть детали, нарушающие единообразие, которые необходимо исправить или улучшить.

-4

5. Монтаж. Когда иконы наконец закончены, руководитель мастерской отец Сергий вместе с несколькими иконописцами отвозит их на объект и монтирует в иконостас. Само обрамление икон в иконостасе к тому моменту уже смонтировано. Деревянные резные или каменные иконостасы выполняются нашими специалистами из других мастерских.

«Каждый иконостас — это отражение какого-то этапа развития нашей мастерской и круга интересов, который увлекал в тот или иной период. Что-то вспоминаешь с радостью, что-то — с чувствами противоположными», — делится отец Сергий.

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Первые и последние работы

Первые иконостасы художники мастерской писали для храмов Свято-Елисаветинского монастыря. Сначала был построен храм в честь Николая Чудотворца. В нем художникам, в то время еще учащимся в академии искусств, приходилось дописывать иконостас за другим человеком.

-6

Для второго храма в честь прмц. Елисаветы отец Сергий проектировал иконостас уже самостоятельно. На заре иконописного творчества наши художники были увлечены эпохой XIV—XV веков, Московской иконой, вдохновлялись образами Рублева и Дионисия. И плодом этих интересов стал классический русский иконостас, написанный в стилистике того времени.

-7

Следующий, Державный храм, был построен уже в византийском стиле. У наших мастеров появился интерес к мозаике и соответственно уже другой подход к написанию икон.

-8

Под этим храмом параллельно строился крестильный — в честь святых Царственных Страстотерпцев. В его особой катакомбной обстановке было решено огородить алтарь цельной каменной стеной со встроенными в нее иконами.

-9

Деревянная церковь в честь Иоанна Шанхайского на территории психоневрологической больницы задумывалась как место молитвы для болящих людей. И там хоть и позволяло пространство разместить высокий иконостас, от этой возможности отказались. Решили сделать его минималистичным и «полупрозрачным» для прихожан. Во время литургии открываются Царские врата и завесы, которые заменяют диаконские двери, — и из основной части храма видны иконы в алтаре. Также над преградой находится огромный крест с писаным Распятием.

-10

Отец Сергий вспоминает, что в храме в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша на мужском подворье хотелось, чтобы иконостас не закрывал собой красивую фреску со Спасителем в конхе и в целом алтарь был максимально открыт. Кроме того, мастерам было интересно поработать с камнем. И в итоге из известняка были выполнены два киота для центральных икон и две преграды по бокам. От диаконских врат вновь решили отказаться.

-11

«Хотя иконостас — это не плод фантазии, он создается на основании образцов тех или иных периодов развития иконописного дела, — в его создании довольно много свободы», — говорит руководитель мастерской. В свое время он изучал историю алтарной преграды очень подробно.

Из последних проектов отец Сергий выделяет иконостас, который мастерская изготавливала для домовой церкви в честь Живоночальной Троицы епархиального здания в Слуцке. «В тот период я интересовался итальянской иконой проторенессанса XIV века. Эти исторические образцы мне были интересны тем, что в них присутствует каноничность в композиции и других моментах, но при этом в стиле написания виден уникальный отпечаток эпохи». Заказчик епископ Антоний поддержал идею отца Сергия выполнить Слуцкий иконостас с опорой на то время, в несколько готическом стиле. И в итоге работой остались довольны все: иконостас получился уникальным и органично вписался в пространство храма.

-12

Необычный иконостас был спроектирован для домовой церкви в честь святых Кирилла и Мефодия в Патриаршей резиденции в Минске. Маленькое пространство храма решили сохранить максимально просторным. Для этого иконостас сделали минималистичным, а иконы Спасителя и Божией Матери расположили как бы на аналоях, так, чтобы к ним можно было свободно приложиться. При этом между ними —  Царские врата, а по бокам — алтарные двери. Безусловно, такое решение не подошло бы для большого собора, но в данном пространстве этот иконостас выглядит уместно и уютно.

-13

Закулисье, которое никто не видит

Но не всегда все складывается гладко. Быть главным в мастерской — значит нести на себе груз ответственности, направлять иконописцев и решать возникающие проблемы.

«Иногда в работе над проектом все получается достаточно легко и быстро, а иногда наоборот. Например, мы заказали доску, покрыли грунтом, сделали рисунок, позолотили, и после этого доска треснула. И мы все меняем, снимаем, начинаем левкасить заново… А она опять треснула. Тогда приходится заказывать новую доску. И жалко потраченных впустую денег, времени, и страшно не успеть в срок, подвести заказчика. Такие моменты порой отнимают столько сил! А ведь это даже не само написание иконы, — с сожалением рассказывает отец Сергий. — При письме тоже возникает немало сложностей в силу того, что каждый иконописец по-своему чувствует образ. Приходится корректировать, объяснять, и порой человеку трудно бывает принять критику. Обо всех этих закулисных моментах вряд ли кто-то задумывается, а ведь из них в конечном счете и складывается результат».

-14

Как все получится в итоге, никто не знает до самого конца, пока иконы не вмонтируют в иконостас. Руководитель мастерской помнит истории, когда большие ожидания от проделанной работы оборачивались для него сильнейшим разочарованием и неудовлетворенностью результатом. Но чаще случалась нечаянная радость, когда какие-то недостатки после монтажа в храме исчезали, казалось бы, такие разные иконы от рук многих иконописцев вдруг выглядели единообразно и проявлялась красота, которой в процессе работы не замечали. «Ради такой большой радости и стоит этим заниматься. Тогда все мелочи и недочеты уже становятся не важны. Но так бывает не всегда — к сожалению, и в этом сложность нашего творческого процесса…»

Наша иконописная мастерская выполняет заказы на иконостасы как для храмов в Беларуси, так и за рубежом. Для заказа напишите нам на почту: lavkaobitel.ru@gmail.com

-15

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!