Найти тему
Школа Вокала.

7 советов певцам от выдающегося тенора Лучано Паваротти.

Вначале мощная цитата из его книги "Об искусстве пения":

"В молодости, работая над голосом, я постепенно начал верить, что во мне что-то есть, и эта вера делала меня счастливым.

И до сих пор это чувство счастья не покидает меня. Пришлось очень много работать, чтобы все получилось хорошо. Мне удалось развить свой дар.

И вот уже сорок лет я продолжаю учиться петь.

До сих пор я каждый день работаю над голосом, но уже без преподавателя, так как сам теперь знаю, когда у меня получается хорошо, а когда нет. Если бы за сорок лет я этому не научился, если бы мне до сих пор требовался кто-то, кто мог судить со стороны, дело мое было бы совсем плохо".

Риголетто. Герцог.
Риголетто. Герцог.

Советы от Паваротти прекрасны и бесценны для всех ,кто стремится овладеть искусством пения.

ВЗГЛЯД ПАВАРОТТИ НА ВСЕ ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ДЛЯ ПЕВЦА.

1.Здоровье.

Три слова по-итальянски: «Tu sei cantante», что значит: ты - певица.

«Это означает, что ты должна жить иначе, чем другие люди. Должна беречь силы, не делать многое из того, что обычно делают другие молодые женщины, всегда тепло одеваться и особенно тщательно заботиться о себе».

Есть немало правил, которые следует соблюдать.

Например, для голоса очень опасна резкая смена температуры. Если нужно выйти из теплой комнаты на холодный воздух, то это следует делать постепенно. Еще хуже, когда тебе жарко, ты вспотел, но выходишь на улицу. Уж тут неприятностей просто не избежать. Еще я боюсь, когда у меня зябнут ноги. Если такое случится, то горло обязательно заболит.

Но в то же время (как это ни покажется странным и непоследовательным) я

уверен, что для горла полезна холодная жидкость, например ледяная

минеральная вода. А вот холодный воздух оказывает совсем другое действие - он опасен. Поэтому, если я чувствую, что похолодало, то закутываю шарфом не

только шею, но прикрываю им и рот. Может, в таком виде я и похож на какого-нибудь бандита, но именно к такому маскараду приходится прибегать, чтобы оберегать собственный голос.
Никогда не знаешь, что может повредить ему. Однажды мне пришлось лететь на маленьком самолете. При взлете я почувствовал, как в лицо ударила струя холодного влажного воздуха, и спросил стюардессу, в чем дело. Она ответила, что это разница в давлении и скоро все будет в норме. Действительно, на мне это не отразилось, но если бы вскоре предстояло выступление, меня бы от одного страха заболеть хватил удар.

Все, кто работал в театре или в другом месте, где ты постоянно должен быть в голосе, потому что твой график выступлений расписан, очень хорошо понимают о чем пишет Паваротти.

Паваротти ,Доминго,Каррерас.
Паваротти ,Доминго,Каррерас.

2.Уверенность.

"Но для успешной карьеры важно кое-что еще. И прежде всего надо самому быть уверенным, что у тебя есть все данные для успеха, а также заставить поверить в это других".

Вот почему он лучший!

Вот, какой урок вынес Паваротти из своего первого конкурса, где занял второе место:

С самого начала карьеры я не столько состязался с другими, сколько боролся с самим собой.
Мне хотелось получить роль в опере — как и другим молодым певцам. Но ее мог получить только один из нас. И хотя, как любой начинающий, я должен был для этого состязаться с другими участниками конкурса, знал, что, если спою наилучшим образом, все остальное образуется.
Поэтому я сосредоточился на том, чтобы выступить на втором своем конкурсе лучше, чем на первом, и уже не думал, как выступают другие.
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ.
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ.

Про отношение к успехам других.

К другим тенорам я отношусь так же, как к великим футболистам или наездникам: переживаю и радуюсь за них, когда они хорошо выступают. Но их популярность не задевает меня лично: они сами по себе, я сам по себе.

3.Волнение.

Волнение полезно, если только оно не лишает тебя работоспособности.

Об этом много раз писала и недавно тоже в статье "Как правильно волноваться перед выступлением."

Главная причина, почему мой отец, обладая прекрасным голосом, не стал певцом, заключена в том, что он не смог одолеть своего страха. Он начинает безумно нервничать уже за несколько дней до сольного выступления. Будь отец оперным певцом, он всегда бы чувствовал себя несчастным, когда приходило время выходить на сцену.

Но надо понимать процесс пения, процесс выступления и воспринимать это правильно.

Хотя я и считаю, что владею собой, и уверен в своих силах, все равно никогда не знаю, как пройдет мое выступление в спектакле или в концерте - как бы при этом я хорошо ни чувствовал себя и как бы прекрасно ни звучал мой голос.

Голос непредсказуем, и все выступление - тоже. Вы в прекрасной форме, хорошо поете, и вдруг - бац! - что-то случается. Концерт или спектакль, который до того шел хорошо, вдруг начинает идти плохо.

И все это может быть из-за какой-то неожиданности в выступлении, вашем или коллеги, а то и вовсе из-за чего-то другого, появившегося неизвестно откуда.

У каждого певца на практике были разные случаи, которые выбивали из колеи и по большей части смешные и нелепые. Но случай, который описал Паваротти, врагу не пожелаешь!

Однажды великая певица Элизабет Шварцкопф выступала на концерте под открытом небом - по-моему, это было на фестивале в Зальцбурге. Она взяла верхнюю ноту и держала ее. В широко открытый рот влетел жук, и Элизабет закашлялась. Это настолько выбило ее из колеи, что она перестала петь и могла продолжить лишь через несколько минут.
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ

4. Тип голоса.

Как раз недавно писала про трудности определения типа голоса и последствия от этого в статье Голос расширенного диапазона. Трудности определения и развития, как Паваротти тоже это подтверждает в своей книге:

Избрав путь вокалиста, приходится постоянно работать над голосом. Но большое внимание надо уделять и своему репертуару.
Некоторые певцы с самого начала губят свою карьеру тем, что выбирают неподходящие роли.
А чтобы знать, какие роли тебе подходят, нужно иметь четкое представление о возможностях своего голоса.
Повторюсь, но однажды, прослушивая начинающую певицу, которую представили как меццо-сопрано, я ясно услышал, что у нее лирико-драматическое сопрано.
Если певец даже не знает, какой у него голос, то как он может правильно выбирать роли?

5.Высокие ноты.

О том, что это дело техники.

Может ли взять много верхних до певец, которому уже далеко не тридцать лет? Отвечаю: эти верхние до - дело привычки, точнее, тренировки. Если натренируешь голос и будешь в форме, то справишься. Что касается меня, то высокие ноты для меня - не самое сложное в опере. Не хочу сказать, что они не таят в себе опасности, нет, петь в верхнем регистре всегда непросто. Меня волнует другое: удастся ли спеть хорошо всю партию - от начала и до конца?

О магии высоких нот.

Я часто задаюсь вопросом: какой магической властью над зрителями обладают высокие ноты? Почему они так волнуют людей?
Выступая на сцене с полной отдачей весь вечер, чувствуя, что пою хорошо, я вижу теплую реакцию публики.
Но все это не идет ни в какое сравнение с тем восторгом, с каким встречается высокое до, когда держишь его.

6. Критика.

Если я действительно хочу покорить зрителей своим искусством, то должен подумать, как это сделать.
Я сужу себя очень строго, поэтому-то и не очень прислушиваюсь к тому, что пишут критики.
Для меня гораздо важнее то, что я думаю о себе сам, по крайней мере когда дело касается моего собственного голоса. Если критики пишут, что я спел плохо, а я знаю, что хорошо, мне это неприятно.
Если же я действительно пел плохо, то и сам это чувствую и мне совсем не нужно узнавать это от других.
Но на певца нападают не только серьезные музыкальные критики: вы должны быть готовы к самой неожиданной критике со всех сторон.
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ

7.Опера и эстрада.

Зачем Паваротти пел с эстрадными певцами.

В последнее время меня очень интересует современная популярная музыка, даже рок. Все началось с того, что, решив расширить круг почитателей классической музыки, я стал участвовать в больших концертах и петь по телевидению. Когда я выступал с такими исполнителями, как Элтон Джон и Стинг, то был поражен невероятной популярностью этих певцов и их музыки: они собирают куда более широкую аудиторию, чем оперные певцы.
Luciano Pavarotti and friends, 2019
Luciano Pavarotti and friends, 2019

О воспитании молодых слушателей.

Выступая вместе со Стингом, Брайаном Адамсом и другими популярными певцами, я хотел показать, что ценю и уважаю их музыку.
Но более важным для меня были молодые зрители, которые ничего не знают и не хотят знать об опере.
Мне хотелось, чтобы юноши и девушки увидели, как их рок-идолы проявляют уважение к моей музыке. Чтобы молодежь, видя, как поп-музыканты стоят на сцене вместе с дородным оперным певцом и поют вместе с ним «Сердце красавицы...», могла бы сказать: «Да, уж если Стинг умеет ее петь, то, может, эта музыка не так и плоха»
Pavarotti Performance
Pavarotti Performance