Один из самых заметных фотографов туманного Альбиона Парр известен во многих странах мира своими прекрасными работами на самые разные темы. Немало интересных снимков, сделанных им в гуще повседневной суеты, стали классикой современной фотографии.
Мастер с большим удовольствием уделяет много времени созданию уличного фото, стараясь каждый снимок представить в виде истории, которая не всегда бывает приятна персонажам этих фотографий.
О фотографе
Он появился на свет в 1952 году в небольшом английском городке, расположенном в 25 км от британской столицы. В подростковом возрасте Мартин уже знал, что хочет быть фотографом – увлечением процессом создания фотографий он «заразился» от своего отца, бывшего большим любителем фотодела.
В 18-летнем возрасте он поступил в престижнейший в своей стране манчестерский университет, окончив который сразу влился в ряды фотографов, работающих в жанре документальной фотографии. Кроме того, у молодого человека рано обнаружилась склонность к педагогической деятельности: он стал преподавать, не забывая о любимом деле, продолжая «поддерживать форму» профессионального фотографа, увлечённого стрит-фотографией.
В первой половине 80-х годов прошлого века его уличные фотографии начинают привлекать внимание очень большой аудитории. А 1994 год стал для него знаменательным – Парр стал членом знаменитого агентства Magnum.
В конце 90-х годов он отметился ещё как оператор и режиссёр в документальном кино.
Сегодня мало какой фотограф может похвастаться участием своих работ в таком большом количестве разных выставок. А в 2008 году ему была присуждена степень доктора искусств.
О его творческом процессе
Элементы провокации, конечно же, присутствуют в его работах, и наверняка у многих был повод для обид на фотографа, хотя его обличительные снимки достаточно сдержанны, пропитаны точно выверенной дозой неизменного английского юмора.
Стараясь пользоваться камерами не очень большого размера, он умышленно использует цветную плёнку, дабы подчеркнуть карикатурность максимально ярко.
Снимает он очень много, имея давнюю привычку крайне критично относиться к своим работам (из ста созданных фото всего лишь 1, редко 2 снимка его полностью устраивает).
Он имеет довольно интересную манеру фотографирования – никогда не прячет технику, открыто подходит к тем, кто его заинтересовал, но камеру на них не направляет, однако в какой-то момент вдруг резко разворачивает объектив в сторону «жертв» – щёлк и кадр готов. Реакция на этот его «трюк», наверное, бывает очень разной, но уже много лет такой вариант фотоохоты приносит ему успех.
Сегодня его альбомы с нелицеприятными бытовыми снимками соотечественников фотографа имеют немалую ценность у коллекционеров именно потому, что эти высокопрофессиональные снимки вызвали бурю негодования в английском обществе и прославили их наблюдательного автора.
Он себя считает истинным британцем
Трудно не согласится с мнением о самом себе фотографа Парра, разумеется, нет никаких сомнений в том, что он достойный сын своего Отечества – ведь самоирония давно уже поселилась в глубине английской души.
Мартин всегда подчёркивал, что он себя никогда не отгораживал разного рода «заборами» от тех, кого снимал на плёнку, а напротив пытался, по его словам, исследовать глубину лицемерия, как соотечественников, так и своего собственного.
Я позволю себе не согласиться с мнением уважаемого мэтра фотоискусства Анри Картье-Брессона (редкий случай, когда с ним можно в чём-то не согласиться), увидевшего в этих фото «злость, презрение» и не заметившего юмора. Однако и в самой Англии немало упрёков в жестокости пришлось выслушать автору этих картин из жизни скучающего общества, где кто-то просто предаётся нехитрым радостям жизни, а кто-то заедает и запивает свою депрессию.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что многие его работы — это пример искусства сатирической фотографии самого высочайшего уровня, талантливо обличающей безликую серость бездумных представителей современного буржуазного общества.