СибГИУ открыл второй сезон адаптационной школы актива. На протяжении недели 300 первокурсников творили, узнавали новое и активно вливались в кипучую студенческую жизнь.
«Жаль, что на следующий год мы будем вторым курсом и не сможем снова поучаствовать в этом всём!» - говорили студенты год назад. Глядя на то, с каким интересом ребята участвовали в мероприятиях, можно сказать уверенно: и в этом году АША никого не оставила равнодушным.
- Помимо адаптации, мы решаем еще одну главную задачу – вовлечь студентов во все виды деятельности и заинтересовать вузом, его жизнью, показать, что СибГИУ дает возможность для реализации их инициатив, интересов. Важно, чтобы студенты знали: в университете есть, за что держаться и за что укрепиться, выстроив здесь как свою личную траекторию развития, так и возможную профессиональную дорогу, – говорит Любовь Гордеева, проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности.
Школа актива, или адаптационная школа актива для первокурсников, - это цикл образовательных, в т.ч. воспитательных, мероприятий, главная цель которых – адаптировать, приспособить студентов к условиям Университета, познакомить их со структурой вуза, а также со всеми особенностями учебной и внеучебной жизни, которая их ждет на протяжении нескольких лет.
- Все, что мы делаем в рамках АША, направлено на сплочение и вовлечение ребят в вузовскую жизнь. Мы учим студентов тайм-менеджменту, развиваем их эмоциональный интеллект, т.е. умение корректно и уместно выражать собственные эмоции, считывать их у собеседника. Учим их конструктивно решать возможные конфликтные ситуации, содержательно и максимально корректно проявлять свои лидерские качества. Эти «мягкие» навыки потом пригодятся ребятам в будущей профессии и жизни. Без этой коммуникации, возможно, они будут не так успешны. И, конечно, мы развиваем их творческие способности, чтобы впоследствии они выразительно смогли проявить себя не только в профессии, - говорит Любовь Викторовна.
«Наставничество старшекурсников»
Трехдневная адаптационная школа актива, наполненная образовательным и творческим содержанием, по сравнению с предыдущим опытом такой работы в вузе, - новое явление для СибГИУ. В подобном формате в университете ее проводят второй год подряд.
- Еще несколько лет назад в СибГИУ понятие адаптационной школы актива было несколько усеченным. Для первокурсников делали экскурсии по кампусу, им показывали музей, «Волгу», автошколу. Более насыщенной была программа творческой работы с обучающимися, что сохраняется и сейчас. При этом уже второй год подряд система нашей работы с первокурсниками строится на наставничестве старшекурсников и педагогов, занятых в организации и проведении школы актива. Наставники-тьюторы из числа студентов проводят очень важную социально-психологическую и психолого-педагогическую работу в группе новоиспеченных студентов, - отмечает Любовь Гордеева.
-Это для всех студентов или возможна «Школа пассива» для тех, у кого нет желания в этом участвовать?
- Конечно, мы хотим привлечь максимальное количество студентов и для этого проводим рекламную кампанию мероприятия, чтобы понять, насколько им это интересно. Также в этом году мы придумали регистрацию первокурсников, где очевидными становятся реальные цифры желающих принять в этом участие. В то же время с ее помощью мы пытались понять, делают они это самостоятельно или им это навязали.
- Они признавались, что их заставили в этом поучаствовать?
- Нет! Таких признаний не было. В том-то и дело, что их никто не заставляет. Если им может что-то не понравится, они могут уйти. Но в результате школа актива им действительно нравится! Против воли здесь никто не остается, хотя поначалу они могут не понимать, зачем им это нужно. И в этом случае важна правильная работа тьюторов и кураторов групп.
- В СибГИУ учится больше 2 тысяч первокурсников. Вы работаете со всеми или есть какая-то выборка?
- Понятно, что если мы делаем это для всего вуза, а не для отдельных институтов, то вовлечь всех сразу мы не можем, так как это огромное количество людей. Поэтому мы в идеале приглашаем для участия 600 человек и работаем с ними на территории Университета. Лучшие из лучших активистов в итоге в этом году поехали на выездную школу актива в загородный оздоровительный лагерь «Таргай». Среди них - представители волонтерского корпуса СибГИУ, лидеры комитетов студенческих советов, творческих коллективов и др. студенческих объединений. Это наставники. Также в числе выезжающих на мероприятие студентов – 160 первокурсников. Всего 200 человек. На выезде совсем другой досуг, там другая атмосфера, иное видение себя на природе. Обстановка для студентов там более комфортная, более дружеская, - говорит Любовь Гордеева.
«Я играл на баяне, где здесь можно делать то же самое?»
Школа актива, проводимая в вузе, длилась неделю (по три дня для блока институтов и УК). За это время первокурсники не только лучше узнали друг друга, но и стали дружнее, легче адаптировались к новым для них условиям и, главное, поняли, что они нужны Аlma Mater.
- В первый день работы мы знакомим студентов с теми, казалось бы, незначительными вещами, про которые им вряд ли когда-то здесь расскажут, но которые являются для организации их комфортного здесь пребывания очень важными: мы помогаем им сориентироваться в кампусе, даем советы, как вести себя в столовой, в какую перемену лучше туда попасть, где в СибГИУ находятся лаундж-зоны; рассказываем, куда они могут обратиться за социальной или материальной помощью.
Еще одна важная часть АША – разговор о корпоративной культуре вуза и имидже студента. В понятной и доброжелательной форме первокурсникам рассказывают о том, в каком стиле принято ходить в Университет, как нужно общаться с педагогами и друг с другом. Им говорят даже о таких простых вещах, как то, что выходить курить на крыльцо университета – неправильно и нельзя.
Помимо образовательной и творческой частей, в АША важнейшую часть деятельности занимает сложная методическая работа тьюторов с первокурсниками в академических группах, где наставники проводят с ребятами мероприятия на вторичное знакомство, выявление лидеров и определение социальных ролей в группе. Эти активности полностью курируются отделом по внеучебной и социальной работе.
Второй день АША – творческий. Здесь основную часть работы берут на себя Культурный центр СибГИУ, его педагоги и творческие коллективы. К нам приходит большое количество студентов с творческими интересами. И часто они не знают, у кого спросить: «Я играл на баяне, где здесь можно делать то же самое?». Именно с этой целью с ребятами работают педагоги разных творческих направлений (по хореографии, вокалу, театру, оригинальному жанру и др.), чтобы к завершению второго дня первокурсники с помощью наставников сделали свой первый творческий отчет и выступили на сцене, почувствовав себя главными звездами вечера. Это очень окрыляет ребят! И, конечно же, мы в данной инициативе их активно поддерживаем.
При этом творческими интересами инициативы ребят не заканчиваются, в связи с чем в третий день мероприятия мы планируем и проводим ярмарку студенческих организаций, где показываем 30 студенческих объединений, и ребята обязательно находят для себя что-то интересное, - рассказывает проректор.
По словам Любови Гордеевой, частыми бывают ситуации, когда ребята не только участвуют в том, что им предлагает вуз, но и приходят со своими идеями (хотят, например, организовать какую-то лигу). И именно на школе актива они получают возможность найти тех людей, кто это одобрит, поможет им это сделать, дооформить и привлечь таких же инициативных ребят.
- Адаптационную школу актива сегодня уже невозможно представить без такой насыщенной и выразительной программы, но именно благодаря такому формату первокурсник понимает: в СибГИУ ему точно будет интересно. А это значит, что студенческая жизнь будет веселой, насыщенной и многогранной! – говорит Любовь Викторовна.
Фото: МЕДИА СФЕРА