Найти в Дзене

Биография Суворова. 82. Вторая Русско-турецкая война. (часть 24) Неудачное начало новой кампании. 1790 г.

Артиллерия в XVIII веке.
Артиллерия в XVIII веке.

20 февраля в возрасте 49 лет неожиданно умирает союзник Екатерины II австрийский император Иосиф II. На престол Австрии вступает его младший брат Леопольд II более всего обеспокоенный расстроенными внутренними делами Австрии, чем внешней политикой, поэтому к ведению дальнейшей войны с Турцией очень прохладно относящийся.

Политическая обстановка к началу 1790 года складывается для России не очень удачно. В довесок к Русско-Шведской войне, Пруссия и Англия составляют тайный заговор против России. На границе с Польшей приходится держать наготове два мощных корпуса. Соответственно, уменьшаются до размеров дивизий русские армии Потемкина-Таврического на Дунае. Теперь их общая численность составляет 25000 человек.

Готовясь к открытию военной кампании 1790 года, светлейший князь Григорий Александрович Потемкин обещает императрице Екатерине II, что боевые действия в этом году он начнет рано и поведет стремительно. Однако, на практике все идет совсем не так бойко, как в обещаниях. Фельдмаршал Потемкин-Таврический, проживая то в Яссах, то в Бендерах, окружив себя невиданной роскошью; армией льстецов, проходимцев, прихлебателей и красавиц и занятый бесконечными пирами, совсем не торопится открывать новую военную кампанию.

Турция же, не оправившись от тяжелых поражений 1789 года, переходит на Дунае сугубо к оборонительной тактике, сосредоточив свой ограниченный наступательный потенциал в направлении Кубани и Крыма. Одновременно, по инициативе Турции начинаются мирные переговоры и с Россией, и с Австрией, впрочем боевых действий не приостановившие.

В такой ситуации предоставленные самим себе генерал-аншеф Суворов и его австрийский союзник фельдмаршал Кобург сами составляют планы дальнейших наступательных действий за реку Дунай. Александр Васильевич по своей инициативе входит в переписку с турецким пашой в городе-порте Браилове на Дунае, с тем, чтобы склонить его к капитуляции. Между браиловским пашой и Суворовым возникают дружеские отношения, в результате которых турецкий генерал дает согласие на почетную сдачу города.

По плану совместно разработанному Суворовым и Кобургом, австрийцы должны взять Оршову (город в Румынии на берегу Дуная в месте впадения реки Черна) и Журжу (Джурджу — еще один придунайский румынский город), русские — Браилов, а затем одновременно переправиться за Дунай. К сожалению, план так и остался на бумаге, потому что фельдмаршал Потемкин не дал санкции к его исполнению. Более того русский сиятельный фельдмаршал Потемкин-Таврический умудрился еще и испортить отношения с австрийским фельдмаршалом принцем Кобургским, почему-то сочтя его своим подчиненным.

В результате оскорбленный Кобург предпринимает самостоятельную попытку захвата городов Оршовы и Журжу. Город Оршова сдается австрийцам без боя. А вот Журжу приходится взять в осаду. Здесь с фельдмаршалом Кобургом происходит печальный казус. Во время его отсутствия турки захватывают абсолютно все осадные орудия австрийцев, собранные на небольшом участке в одну брешь-батарею. Прикрывающие батарею австрийские батальоны, к несчастью, не имели патронов, в следствие чего, потеряв 1000 человек, потерпели сокрушительное поражение. Принц Кобургский вынужден снять осаду города и с позором отступить.

Предпринимая эту отчаянную попытку, австрийский фельдмаршал Кобург очень надеялся, что в случае успешного завладения обоими дунайскими портами, он вынудит Потемкина придать ему в помощь Суворова для ведения дальнейших успешных наступательных действий за Дунаем. К сожалению, неожиданный провал с потерей драгоценной на войне осадной артиллерии не дал совершиться и этим планам.