Найти в Дзене
Лекторий СПВ

​​Всем стоять! История о Глазунове с трамвайным билетом №1

«Особый почет лорд-мэру оказывается на территории Лесного — местности земской. Какой же почет должен быть оказываем городскому голове при его проезде по улицам избравшей его столицы? Надо ожидать, что скоро будет издано распоряжение о том, чтобы при проезде Глазунова все обыватели столицы становились во фронт!» — язвительно замечал летом 1910 года репортер «Петербургской газеты».

ФОТО Александры ЦУКАНОВОЙ
ФОТО Александры ЦУКАНОВОЙ

Речь шла о городском голове Илье Ивановиче Глазунове (он занимал эту должность с 1910-го по 1913 год), которого многие горожане упрекали в барских замашках и элементарной нескромности. Он часто служил объектом едкого злословия и со стороны тружеников пера, правда, надо признаться, относился к этим выпадам достаточно спокойно.

Газетчики отмечали, что по сравнению с предыдущим городским головой Николаем Резцовым, «скромным деятелем демократической складки», Глазунов отличался совершенно иными повадками. Порой это приводило к комическим ситуациям. Особенно шумной получилась история с трамвайным билетом № 1.

Открывая в 1907 году движение электрического трамвая, Городская дума постановила: не давать никому ни одного бесплатного и почетного билета. Однако, когда городским головой стал Глазунов, трамвайная комиссия из кожи вон лезла, чтобы выразить новому шефу свое почтение. С этой целью она изготовила для него почетный билет на бесплатный проезд по линиям городского электрического трамвая.

На билете значился очередной номер, соответствовавший регистрационной книге. Но, о ужас! — он оказался двузначным. Это вызвало гнев нового «отца города»: «Позвольте, почему не первый? Я не хочу быть ни вторым, ни десятым, ни сотым. Мне нужен билет номер один!».

Комиссия долго думала, как быть, пока одного из ее членов не осенила гениальная мысль: а почему не может быть два первых номера? Уже через день Глазунову торжественно вручили билет за номером 1.

Правда, своим правом Глазунов едва ли пользовался: ему было совершенно не с руки толкаться на трамвайных площадках. Более того, общественный транспорт останавливали, дабы обеспечить «зеленую улицу» новому городскому голове.

В июле 1910 года газетчики обсуждали случай, произошедший в ближайшем пригороде — Лесном, где Глазунов жил на даче. Городской голова в экипаже ехал к себе домой по 2‑му Муринскому проспекту, а в это время по Большой Объездной улице (ныне ул. Орбели), пересекавшей проспект, двигался поезд паровой железной дороги. Завидев мощную и властную фигуру городского головы, стрелочник тотчас же выставил красный фонарь и остановил поезд, хотя до перекрестка ему было еще далеко. Когда начальство проехало, милостиво ответив на поклон стрелочника, тот разрешил паровику продолжать движение.

По материалам рубрики «Наследие» автор Александр Соловьев.

Читайте также:

По своим правилам: Крестовский остров долго был юридически независимым от города
Лекторий СПВ19 сентября 2023

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.