Найти тему

Подшипники для рыболовных катушек: классификация, отличия, обозначения и маркировка

Оглавление
Подшипники для рыболовных катушек
Подшипники для рыболовных катушек

Честно сказать, ещё 4-5 лет назад, я не догадывался о таких вещах, как: тюнинге рыболовной катушки, замене втулки в кнобе или лесоукладывателе на подшипник или ускорении работы фрикционного тормоза. Я, положа руку на сердце, могу назвать себя довольно ленивым человеком, в отношении вещей или увлечений, которые приносят мне эстетическое или душевное удовольствие. А рыбалка, к таковым относится и тот максимум, который был готов отдать в те времена на все снасти — протереть их после рыболовного сезона, очистить от пыли и нанести смазку во всякие открученные детали рыболовных катушек, названия которых даже не знал. Помимо лени, есть вторая причина — у меня были довольно бюджетные снасти и мне совершенно не хотелось с ними хоть как-то заморачиваться.

Но, как говорил мой дед: "Пить надо сразу с бабами, чтобы потом к ним не ехать", так и у меня. Пришлось столкнуться с поломкой бюджетной Daiwa Legalis, чтобы её разобрать, найти поломку, собрать обратно и заметить такую, вроде бы простую, но совершенно примитивную вещь, как отсутствие подшипников. Ребята из Daiwa совершенно не краснея и не стыдясь устанавливают обычные пластиковые втулки вместо подшипников. Да ладно, подумал я: "ну пятидесятирублёвые подшипники можно же установить вместо втулки, на катушку, стоимостью 2000-3000 рублей, подняв ей цену на эту же разницу". Это и толкнуло меня к первому в своей жизни разбору и тюнингу рыболовной катушки.

Около трёх лет назад я решил избавиться от Legalis и в целом от всей бюджетной линейки, успешно продав её на авито и на свой день рождения заказал с Digitaka.com катушку для фидера Daiwa 19 Lexa в размере 5000, модель JDM (для внутреннего японского рынка). Будучи человеком с техническим образованием и совершенным до безобразия педантом во всём, в самом худшем понимании этого слова, я стал изучать Daiwa Lexa с ног до головы, разбирая и собирая её, меняя и тюнингуя всё, что только возможно. И спустя примерно год, стал в тюнинге рыболовных катушек, шимминге, замене всевозможных деталей и понимания отличия этих деталей довольно неплохо соображать, этой информацией и хочу поделиться с вами.

Что да как по подшипникам

Подшипники для рыболовных катушек — важные компоненты, обеспечивающие плавное и эффективное функционирование катушки при ловле рыбы. Подшипники играют ключевую роль в передаче вращательного движения и поддержании стабильности работы механизма. Для замены и установки в механизм рыболовной катушки, существуют 4 основных вида подшипников открытого и закрытого типа, шариковые и роликовые: MR, SMR, ABEC и Керамические. Шариковые, в основном, устанавливаются на опоры шестерен, валов, ролика лесоукладывателя, на шпули и кнобы. Роликовые на стопор обратного хода и обгонную муфту.

Подшипники скольжения
Подшипники скольжения

Подшипники скольжения или втулка

Подшипник скольжения по сути и есть втулка — механизм, который обеспечивает поддержку и вращение оси или вала внутри опоры с помощью скольжения одного элемента по поверхности другого. Он отличается от подшипника качения тем, что вместо шариков или роликов использует плавное скольжение двух круглых поверхностей. Это позволяет подшипнику скольжения работать при различных условиях, включая высокие температуры, загрязнения и вибрации. Втулки устанавливают в большинство рыболовных катушек, как бюджетных, среднего класса, так и (на удивление) в дорогие модели, в основном, в ролик лесоукладывателя и кноб.

Шариковый подшипник
Шариковый подшипник

Шариковые подшипники

Шариковые подшипники открытого типа являются наиболее распространенными типами подшипников, применяемыми в рыболовных катушках. Они состоят из внешнего и внутреннего кольца, между которыми расположены шарики. Шарики обеспечивают плавное движение и минимальное трение, что позволяет катушке работать более эффективно. Шариковые подшипники обладают высокой нагрузочной способностью и долговечностью, они обеспечивают плавное и эффективное движение вращающихся элементов катушки. Шариковые подшипники обладают высокой нагрузочной способностью и долговечностью, обеспечивают плавное и бесперебойное вращение оси, что делает их идеальным выбором для рыболовных катушек.

Роликовый подшипник
Роликовый подшипник

Роликовые подшипники

Роликовые подшипники также часто используются в рыболовных катушках. Они состоят из внешнего и внутреннего кольца, между которыми расположены ролики. Ролики обеспечивают более широкую контактную поверхность, что позволяет подшипнику выдерживать большие нагрузки. Роликовые подшипники обеспечивают более плавное движение и меньшее трение, что повышает эффективность работы катушки, это особенно важно при ловле крупной рыбы. Качественные роликовые подшипники обеспечат надежность и долговечность механизма рыболовной катушки, что позволит наслаждаться комфортной и успешной рыбалкой.

Закрытый подшипник
Закрытый подшипник

Закрытые подшипники

Использование подшипников закрытого типа актуально при эксплуатации в условиях, где присутствуют песок или морская вода. Пыль, грязь и влага могут проникать внутрь подшипника и снижать его эффективность, а также ускорять процесс износа. Закрытые подшипники обеспечивают дополнительную защиту от таких внешних факторов. Они имеют специальную оболочку или прокладку, которая плотно закрывает подшипник, предотвращая проникновение пыли, грязи и влаги. Это помогает продлить срок службы подшипника и снизить необходимость в его обслуживании и замене. Подшипники закрытого типа присутствуют во всех вариациях MR, SMR, ABEC и керамических, о которых написано ниже, бывают как шариковыми, так и роликовыми, обозначаются буквами Z, ZZ, 2Z, RS и 2RS.

Обозначения при выборе подшипников

Не буду вдаваться в подробности и перечислять все цифровые, буквенные обозначения и общие характеристики механизма подшипников, такие как: тип точности, параметр радиальных зазоров, показатель шумности при работе подшипника. Эта информация субъективна для каждого рыбака и в меньшей степени пригодится для замены подшипника в механизме рыболовной катушки, перечислю основные обозначения и аббревиатуру, которые будут влиять на механизм работы катушки в большей степени, а именно:

Обозначение HPB

Обозначения HPB часто используется производителями рыболовных катушек для подшипников, которые установлены при производстве в механизм катушки, например, 7HPB. Аббревиатура "HPB" расшифровывается как "High-Precision Ball" (высокоточный шариковый подшипник). Они относятся к классу высокоточных подшипников, предназначенных для обеспечения точности и плавности движения вращающихся элементов внутри катушки. HPB подшипники могут использоваться как в основных элементах катушки, так и в дополнительных механизмах, таких как кноб.

Обозначения Z, ZZ и 2Z

Обозначение "ZZ" на подшипнике указывает на тип защиты подшипника от пыли и влаги. "Z" означает, что подшипник имеет металлическую защитную шайбу из листовой стали с одной стороны, которая плотно закрывают подшипник. Обозначение "2Z" или "ZZ", соответственно, означает, что закрыты две стороны. Шайбы обеспечивают защиту от попадания пыли, грязи, мелких частиц и влаги внутрь подшипника. Металлические защитные шайбы обычно выполнены из стального материала и плотно прилегают к внешнему кольцу подшипника. Они предотвращают проникновение вредных частиц, которые могут негативно повлиять на работу подшипника и снизить его эффективность. Защитные шайбы с обозначением "ZZ" обычно обеспечивают достаточную защиту, где требуется предотвращение воздействия пыли и влаги на подшипник. Они легко устанавливаются и обеспечивают надежную защиту, не влияя на плавность и эффективность работы подшипника. Важно отметить, что подшипники с защитными шайбами "ZZ" не являются полностью герметичными или водонепроницаемыми. В экстремальных условиях, таких как погружение в воду или работу в агрессивных средах, может потребоваться более продвинутая защита, такая как подшипники RS и 2RS с уплотнениями или герметическими прокладками.

Обозначения RS и 2RS

"RS" означает, что подшипник имеет одну резиновую или каучуковую прокладку поверх металлической заглушки на одной стороне подшипника. Эта уплотняющая прокладка обеспечивает повышенную защиту от пыли, грязи и влаги, предотвращая их проникновение внутрь подшипника с одной стороны. "2RS" означает, что подшипник имеет две уплотняющие резиновые или каучуковые прокладки на обеих сторонах подшипника. Эти уплотняющие прокладки предоставляют более полную защиту от пыли, грязи и влаги, предотвращая их проникновение с обеих сторон подшипника даже после полного погружения рыболовной катушки в воду. Резиновые уплотнения "RS" и "2RS" плотно прилегают к внешнему кольцу подшипника и препятствуют проникновению вредных веществ внутрь подшипника, что помогает продлить его срок службы и обеспечить более надежную работу.

Подшипники MR и SMR

Подшипники "MR" обычно используются в механизмах, где требуется небольшая нагрузка, например, в медицинском оборудовании, электронике, моделировании и, конечно же, рыболовных катушках. Они обеспечивают плавное и эффективное движение вращающихся элементов катушки, что влияет на точность и надежность ее работы. Важно отметить, что подшипники MR могут быть доступны в разных вариантах: как с открытыми или защищенными крышками (например, с обозначением "ZZ"), так и с разными классами точности (например, ABEC-1, ABEC-3 и т.д.). Выбор конкретного варианта подшипника MR зависит от требований и условий эксплуатации механизма катушки.

Из недостатков подшипников с обозначением "MR" — они изготовлены из обычной стали. При самой низкой цене, срок службы в рыболовной катушке гораздо меньше, чем у таких же подшипников, но с приставкой S (Stainless, Нержавеющий) — SMR. Подшипники с обозначением SMR изготовлены из нержавеющей стали.

Подшипники DDL

Подшипники с маркировкой DDL, по непонятной причине, относят к нержавеющим. Это совсем не так! Аббревиатура DDL расшифровывается как Deep Groove Ball Bearing. Представляет собой шарикоподшипник с глубокой канавкой и относится к малым подшипникам метрического ряда. DDL подшипники имеют обозначение с числовым кодом, указывающим размеры подшипника. Например, DDL-1170ZZ обозначает шарикоподшипник с внутренним диаметром 7 мм, внешним диаметром 11 мм, с защитной шайбой. Они могут быть доступны с различными типами защиты, например, открытыми, защищенными крышками, с обозначением ZZ, или с усиленными уплотнениями с обозначением DD или LLU.

ABEC

ABEC (American Bearing Engineering Committee) — это система классификации точности подшипников, разработанная комитетом по разработке подшипников, являющийся частью Американской ассоциации производителей подшипников (ABMA). Шкала ABEC оценивает точность производства подшипников по шести классам: ABEC-1, ABEC-3, ABEC-5, ABEC-7, ABEC-9 и ABEC-11. Чем выше класс ABEC, тем выше точность и гладкость движения подшипника. Высококлассные подшипники ABEC (например, ABEC-7 и выше) обеспечивают плавную и стабильную работу механизма рыболовной катушки.

Керамические и гибридные (NC) подшипники

Керамические подшипники изготавливаются из различных материалов, таких как нитрид кремния (Si3N4) или оксид циркония (ZrO2). Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными подшипниками из стали. Керамика обладает высокой прочностью, жесткостью и износостойкостью, а также низким коэффициентом трения. Из-за своих уникальных свойств, керамические подшипники могут обеспечить более плавную и бесшумную работу механизма рыболовной катушки. Керамические подшипники имеют более высокую стоимость по сравнению с традиционными стальными.

Гибридные подшипники (NC) сочетают в себе керамические шарики и стальные внешние и внутренние кольца. Гибридные подшипники предлагают преимущества обоих материалов: керамические шарики обеспечивают плавное движение и снижение трения, а стальные кольца обеспечивают прочность и устойчивость к нагрузкам. Это позволяет гибридным подшипникам быть эффективными и надежными в работе.

Использование керамических или гибридных подшипников в рыболовной катушке может привести к улучшению производительности. Благодаря низкому коэффициенту трения и высокой жесткости, они обеспечивают плавное, стабильное и долговечное вращение механизмов катушки.

Выводы

Честно? Я купил керамические подшипники открытого типа стоимостью около 500 рублей за штуку на Алиэкспресс, для замены в ролике лесоукладывателя и кнобе, второй сезон они стоят на фидере в моей любимой Daiwa 19 Lexa размер 5000, которой я ловлю на море и отрабатывают на все десять баллов. Какие подшипники поставить, какие будут работать лучше в том или ином механизме и стоит ли вообще лезть в механизм рыболовной катушки решать вам, я лишь познакомил с некоторыми особенностями перед принятием решения.

Russian.Fishing