ФАС возбудила дело в отношении «Мегафона». Как сообщили в ведомстве, оператор необоснованно повысил тарифы для своих абонентов более чем на 10%, при этом реальных оснований для увеличения цен у компании не было.
В самом «Мегафоне» повышение цен объясняют ростом затрат, однако антимонопольщики настаивают: данные финансовой отчётности оператора свидетельствуют о значительном снижении расходов компании и росте чистой прибыли. Согласно открытым данным, по итогам первого полугодия чистая прибыль «Мегафона» выросла по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 133,9%, составив 26,9 млрд рублей, а выручка увеличилась на 13% – до 209,9 млрд рублей. И хотя капитальные затраты за этот период выросли на 99,4%, главным образом это произошло за счёт расходов на покупку товарного знака Yota – он обошёлся в 27 млрд рублей, пишут «Ведомости». «В этой связи ФАС России пришла к выводу, что оснований для повышения тарифов у ПАО «Мегафон» нет. Действия компании могут привести к ущемлению интересов потребителей», – пояснили в ФАС.
«Мегафон» не единственный из операторов, к кому за последнее время возникли претензии со стороны антимонопольной службы. Ранее ФАС заинтересовалась компанией МТС, решившей увеличить свои тарифы. Соответствующее сообщение не так давно получили многие абоненты компании Владимира Евтушенкова. Как говорилось в нём, стоимость тарифа вырастет на 59 рублей. Кроме того, в середине сентября ФАС потребовала от МТС, «Мегафона», «Билайна» и «Теле2» прекратить взимать плату за раздачу интернета, которую операторы до того установили под предлогом увеличения нагрузки на сеть. В результате абонентам пришлось ещё раз оплачивать трафик, за который они и так заплатили – в случае с МТС сумма могла доходить до 1500 рублей в месяц. Согласно выданному предписанию операторы должны прекратить взимание платы до середины октября.
У увеличения тарифов есть объективная причина, поясняют эксперты. Оборудование, необходимое для поддержания работоспособности сетей, нуждается в постоянном обновлении. Кроме того, операторам необходимо выполнять программу по обеспечению покрытия территорий сигналом. Немалые затраты прибавило требование по организации работы систем оперативно-розыскных мероприятий. Пакет Яровой инициировал миллиардные оборотные штрафы при отсутствии систем записи всего потока данных в течении трёх лет. По подсчётам Сколтеха, сейчас операторам связи не хватает приблизительно 50 тыс. базовых станций. При этом проблема заключается не только в том, что из-за падения курса рубля оборудование стало дороже, – теперь его просто негде взять. После февраля 2022 года компании Ericsson и Nokia, чьей продукцией пользовались российские операторы, перестали поставлять свою продукцию. Поначалу надежда была на китайский Huawei, однако после того как США пригрозили санкциями за сотрудничество с РФ, китайцы решили, что американский рынок для них дороже, и также отказались продавать оборудование в Россию. Попытки ввезти базовые станции «параллельным импортом» через третьи страны априори бесполезны – станции сразу производятся для использования в определённом регионе, для чего роутеры и ключи активации настраиваются определённым образом. Потому единственный выход сейчас – покупать оборудование у небольших китайских компаний. Однако у них страдает качество, кроме того, их оборудование может быть несовместимо с другим. Отсутствие должного обновления системы в перспективе может привести к авариям. Они уже происходят – в июле поломка на магистрали привела к сбоям в работе МТС в 12 регионах, а в середине сентября без связи полдня просидела Ростовская область.
Таким образом, проблема объективно существует. Однако операторы мало того что продолжают вести себя так, будто живут в сытые нулевые: тратят деньги на дорогую рекламу со звёздами и сомнительные сделки вроде покупки товарного знака Yota. Компании откровенно перекладывают выросшие расходы на своих абонентов, пытаясь делать хорошую мину при плохой игре – дескать, увеличиваем тариф, потому что, по статистике, средний объём интернет-трафика у наших пользователей вырос до 30 Гб в месяц. И не важно, что многие абоненты в месяц не выгребают и 2 Гб. А что говорить про подключаемые без уведомления платные подписки. Потому вряд ли попавшие под прицел ФАС компании увидят понимание и сочувствие со стороны абонентов. Другой вопрос, что и серьёзного наказания они тоже не получат – тот же «Мегафон» за свои проделки с увеличением тарифа может ждать максимальный штраф в миллион рублей. Повысив расценки, он наверняка заработал на своих абонентах гораздо больше.