Найти тему

Добровольная замена счетчика электричества в частном доме

Оглавление

Занимаюсь заменой счетчика электричества для перехода на трех-тарифный режим, квест не очень тривиальный, поэтому решил поделиться опытом.

Зачем менять щиток добровольно?

Проблема: в частном доме идет стройка и близиться зима. В доме надо поддерживать тепло. На данный момент отопление исключительно электрическое, другое отопление предвидится не скоро. Если оставлять однотарифный режим, то стоимость отопления будет очень высокой.

Решение: многотарифный режим оплаты за электричество. Такой режим позволит отапливать дом ночью по пониженной стоимости, а днем не топить совсем за счёт инерционности дома, более того, в доме сделаны теплые полы на двух этажах, которые сами по себе являются хорошим аккумулятором тепла.

Уточнение: планирую выбрать именно трех тарифный счётчик, потому, что, во-первых, все работы проводится в полупиковое время, кроме того для отопления можно использовать как раз полупиковое время в морозы, если инерции дома не хватит до ночи.

Первая часть: начинаем процесс

Первый звонок был в энергосбыт. Там был получен совет позвонить в Россети-урал, потому что именно они занимаются частными домами, даже если энергосбыт учитывает потребление и принимает оплату.

Заявление подается через интернет-приемную (не через замену/установку), т.к. это добровольная замена.
Заявление подается через интернет-приемную (не через замену/установку), т.к. это добровольная замена.

В энергосбыте посоветовали подать заявку на сайте о снятии пломбы. Заявление подается в свободной форме через интернет-приемную (не через специальный пункт о замене/установке, т.к. это только при вынужденной замене). В этой форме важно указать лицевой счет в энергосбыте. Эту заявку нужно подавать минимум за 7 рабочих дней до снятия пломбы. Ожидается, что за это время мне позвонят (напишут на e-mail) о времени подхода специалиста, который будет проводить процесс снятия.

Однако, также по разговору стало понятно, что со мной может никто не связаться и тогда я сам через 7 рабочих дней, смогу снять пломбу с счетчика и заменить его. При этом нужно будет сделать фото/видео съемку с показаниями старого счетчика, его номером и невскрытой пломбой. После этого можно проводить монтаж нового счетчика.

Далее подается заявление на установку пломбы также на сайте россети-урал. При этом лучше явно написать, что требуется личное присутствие, чтобы получить документы по опломбировке и подать их в энергосбыт самостоятельно, т.к. Россети-урал, могут осуществить передачу документов достаточно поздно.

Дальнейшее взаимодействие, например, смена тарифного плана, осуществляется уже в энергосбыте.

Ответ на обращение

Ответ пришел ровно в день, на который я в обращении написал, что хочу менять счётчик. Более того он пришел позже, чем я планировал это делать, о чем и известил Россети в письме. Ответ был простой и забавный одновременно. Все снимите на камеру, а затем снимки и счетчик предоставьте в местное отделение Россетей, и указан адрес куда.

Установка счетчика

В целом процесс не сложный. Снимаем старый, устанавливаем новый. Также на всякий случай поменял провода которые шли от вводного выключателя к счетчику -- старые были окисленными.

Также выяснилось, что криволапый электрик от россетей, во-первых фазы развел синим цветом, во-вторых, что такое опресовка СИП кабелей наконечниками, он никогда не слыхал (по крайней мере для N проводника).

Счётчик запустился, а там... московское время. Следующая часть марлезонского балета начинается...

Относим счётчик в отделение Россетей

Зайдя в отделение россетей, было ощущение, что они в целом не привыкли принимать клиентов. На входе маленькая стрелочка "прием граждан". Клиентов нет, сотрудников -- полтора землекопа.

Из кабинета, куда указывала стрелочка "прием граждан", меня сразу направили к "ведущему инженеру". Сам ведущей инженер очень удивился, что меня отправили к нему. Когда его удивление прошло, сказал, что нужно счётчик предоставить мастеру, который будет опломбировать прибор. Также отправил меня в энергосбыт, чтобы перепрограммировать счётчик, упомянув, что они вряд ли Россети перепрограммировать чтобы то ни было.

Звонок в энергосбыт закончился информацией, что именно россети занимаются частными домами, поэтому туда мне и дорога.

Звонок в россети прояснил, что да, это именно они должны перепрограммировать счётчики, поэтому можно об этом написать в одном обращении по опломбировке.

Написал письмо в Россети, что нужно бы опломбировать счетчик и перепрограммировать.

Перепрограммируем счетчик

Пообщавшись с Россетям, сложилось впечатление, что высока вероятность, что они не умеют перепрограммировать счётчики, поэтому на всякий случай, стал искать способ как поменять время самостоятельно.

В силу того, что единственный специально созданный прибор IRDA<->USB для счетчиков Меркурий стоит дороже счетчика, то будем собирать интерфейс самостоятельно. Для этого потребуется:

  • старый шнурок IRDA<->COM, благо есть Avito
  • преобразователь COM<->USB
  • программа от разработчика.

Данная связка устанавливает связь по программе версии 1.8, Но при этом не может получить от счетчика "вариант исполнения". Версия 1.7 просто выдает ошибку с нечитаемым текстом Err-1. Видимо придется снимать счетчик и вскрывать протокол обмена...

Вскрываем протокол обмена

Снял счетчик и в домашних условиях стал смотреть на протокол. Во-первых протокол обнаружился в открытом виде. Написал небольшой скрипт, который меняет время на счетчике с помощью этого протокола. Выяснилось, что счетчик активно шлет мусор в канал IRDA, поэтому родная программа не может с ним нормально работать. А в силу того, что протокол кривой, то отсев мусора там не реализован. Видимо программистов там по ЕГЭ набирали...
В общем ещё одной проблемой меньше, теперь ждем ответа от Россетей...

Опломбировка

За пару дней до истечения крайнего срока ответа, пришла отписка, что ответ по "перепрограммирование" будет позднее. Про опломбировку тишина. В последней день до истечения крайнего срока, звонок: "хотим к вам приехать вы у себя?". В итоге приехали через пару часов и все опломбировали. Сама процедура заняла минут 20. Но перепрограммировать на стали, тем более, что время было уже правильное.
В итоге прислали отписку, что перепрограммирование не требуется т.к. время стоит местное, а про трех-тариф они и забыли. В общем скорее всего это сильно повлияет на общую эффективность и позволит на задумываться о на пиках/полупиках в обычной жизни.

Прогресс

  • + Заявление отправлено
  • + Куплен счетчик на озон Меркурий 231 АТ-01 I
  • + Счетчик установлен
  • + Время переведено на местное.
  • +Счетчик опломбирован и запущен в эксплуатацию. Ура!