В середине ХХ века все руководства по эксплуатации автомобилей призывали прислушиваться к шумам и вибрациям, учили различать, что из этого аккомпанемента не опасно, а что должно насторожить владельца. Те времена давно прошли, и современный автомобиль практически бесшумен, а потому любая вибрация – признак какой либо неисправности. Попробуем понять, что и как может вибрировать в машине, и насколько это опасно.
Но сначала скажем несколько слов о физике процесса и особенностях автомобильных вибраций. Дело в том, что металлический кузов похож на резонатор, и очень часто мы с вами слышим не просто шум, проникший внутрь (например, от мотора), а вторичный звук, излучаемый в салон крышей или полом, которые вибрируют с большой частотой, сами превращаясь в источник звука. Поэтому автомобильные инженеры борются с вибрациями ещё на стадии проектирования кузова и агрегатов, и многие модели, увы, десятилетиями живут с такими нерешёнными, или нерешаемыми проблемами. Разумеется, чем дороже и престижнее автомобиль, тем больше в нём инженерных решений направленных на это, и тем он тише.
Самая частая вибрация – от колёс. Понять, что вибрирует именно колесо не так уж сложно – чем быстрее мы едем, тем выше частота тряски. На кратных скоростях возникают резонансы – тряска заметно усиливается. Выше и ниже – слабеет. Причина может быть как в банальной разбалансировке колеса, так и в потере им круглой формы. Возможно, вы слишком резко наехали на бордюр, или пропустили яму, и вот через неделю пошла колёсная вибрация. Если такое колесо спереди, трясти будет ещё и руль. В любом случае, нужно ехать в шиномонтаж и искать в каком из колёс дело. Долго ездить с кривым колесом нельзя – разобьёт подвеску и подшипник.
На вибрирующее колесо похожа вибрация от тормозного диска. Она тоже кратна частоте оборотов колеса, но проявляется при торможении, и тем сильнее, чем больше мы давим на педаль. Тут рецепт тоже понятен – обследовать диски и либо проточить их, либо поменять. В большинстве случаев диски изнашиваются парно, и работа потребуется одновременно с правыми и левыми тормозами той или иной оси.
Кстати, иногда причиной колёсной вибрации является не само колесо или диск, а люфт в рулевом механизме. В переднем мосту возникает эффект шимми, при котором порой исправные колёса входят в резонанс, и в рамках люфта «играют», вызывая противнейший грохот на определённой скорости.
У автомобилей с карданами в трансмиссии, они могут начать вибрировать и издавать неприятный гул на высоких оборотах или наоборот, сильно громыхать во время остановки и сброса газа. Причин такого поведения несколько – может оказаться что изношено шарнирное соединение – крестовина или эластичная муфта, а может быть и износ подшипника промежуточной опоры. Тут нужна точная диагностика на подъёмнике, поскольку симптомы одной и той же неисправности у разных автомобилей могут быть очень разными. Более прогнозируем износ карданов у лифтованных автомобилей, по причине большего угла работы крестовин и возросших нагрузок.
Для автомобилей с механической коробкой, при больших пробегах, характерна кратковременная вибрация, вплоть до неприятных рывков и ударов при трогании. Чаще всего её источник – изношенное сцепление. Причём это может быть как сам диск, так и, например, корзина сцепления, и даже маховик двигателя, особенно если он снабжён демпфером крутильных колебаний. Замена всего этого хозяйства весьма затратна, и многие владельцы просто мирятся с необходимостью подыгрывать при трогании сцеплением, или давать чуть больше газа, чтобы не провоцировать неприятную тряску. По большому счёту, это не опасно. Всё равно рано или поздно износившееся сцепление придётся поменять. Единственное, что нужно учитывать – такие удары и вибрации сказываются не только на трансмиссии, но и на опорах силового агрегата, которые тоже могут стать причиной вибраций.
Автоматические коробки при пробегах за 150 тысяч тоже могут стать источником вибраций. Самостоятельная диагностика тут сложна – не обойтись без грамотного сервисмена, с опытом починки именно таких как у вас коробок.
Опоры, на которых стоит мотор с коробкой, часто зовут подушками, и они бывают причиной очень неприятного вибро- и шумосопровождения при езде. Внешне неисправная опора может выглядеть как новая, но иметь усталость резинового элемента и сниженную эластичность. Существуют опоры с внутренней масляной полостью, и даже двумя полостями, соединёнными электроклапаном. При их неисправности нормальные вибрации силового агрегата начинают передаваться на кузов, и мы слышим утомляющий гул мотора. При этом локализовать источник самостоятельно, скорее всего не получится – кажется, гудит вся машина. Проверить подушки тоже лучше всего на подъёмнике, поочередно разгружая их на работающем моторе. Несомненно, опоры надо поменять, если обнаружены трещины, и тем более – разрывы резиновой части. Однако, часто их можно обнаружить, лишь приподняв мотор локально. Примерно такие же опоры существуют между кузовом и подрамником. Как правило, они намного мощнее моторных, но и у них случается усталостный износ.
Вибрации от сместившегося глушителя трудно спутать с чем-либо другим, поскольку дребезжащий звук обычно прямиком передаётся на кузов. А вот если у вас отвалилась термозащита (щиток между катализатором или глушителем и днищем), то источник вы найдёте сразу. Тут путь, опять же, на подъёмник, где первым делом нужно будет проконтролировать целостность резинок подвески выхлопной системы.
Наконец, случается, что ощутимо вибрирует электровентилятор охлаждения радиаторов. В первую очередь это говорит о том, что вы давно не мыли их под давлением снаружи, поскольку в большинстве случаев такое происходит из-за отложившейся на лопастях грязи. Бывает, что от лопасти отваливается балансировочный грузик, и если вам удалось обнаружить отпечаток этого грузика, то вы можете самостоятельно восстановить баланс, изготовив его из полоски железа. Вообще, у крыльчаток электровентиляторов довольно большой допуск, и чаще всего ремонт ограничивается мойкой и весьма грубой балансировкой.
Случаи троения мотора и возникающих из-за этого вибраций диагностируются сложнее. Причиной троения могут быть и свечи зажигания, и неисправные форсунки, и электроника управления, и возможный подсос воздуха. Если ровно работающий мотор начинает троить и трястись при разгоне, наиболее вероятны пропуски зажигания. Но причина этого может крыться вовсе не в свечах, а в катушке. В любом случае, при таких симптомах первое что надо делать, это читать ошибки системы управления мотора, и по ним вычислять, что неисправно. Единственное, что можно признать допустимым и нормальным – заметные вибрации и небольшие удары глохнущего дизеля. Часто сделать его остановку без таких «конвульсий» затруднительно, хотя у современных моторов эта проблема решена.
Вибрации и связанный с ними шум могут приходить в салон и от неправильного обтекания машины на скорости. Например, может зазвучать плохо сконструированный верхний багажник или увеличенные наружные зеркала. Часто вибрирует и гремит на неровностях прикреплённая на калитке запаска или задняя дверь. Тут решение исключительно в повышении жёсткости конструкции и надёжной фиксации.
Ну и напоследок. Часто в дороге начинает вибрировать поклажа в багажнике, особенно если её твердая часть касается элементов кузова. Поэтому, отправляясь в путешествие проследите, чтобы не было прямого контакта вашего любимого чемодана с инструментом и колёсной аркой. Зачем вам в пути лишний источник назойливого тарахтения?
Текст Евгения Хапова