Найти тему
Военный атташе

Война беспилотников: как китайский бойкот чинит препятствия Украине

Боевые действия на Украине являются и войной беспилотников. Это означает растущую зависимость от поставщиков летательных аппаратов — в частности, от Китая. В то время как Иран и Турция производят большие беспилотники военного назначения, используемые Россией и Украиной, дешевые потребительские беспилотники, которые стали повсеместными на линии фронта, в основном поступают из Китая, крупнейшего в мире производителя этих устройств.

Большую часть десятилетия китайские компании, такие как DJI, EHang и Autel, выпускали беспилотные летательные аппараты во все возрастающих масштабах. Сейчас они производят миллионы аэрофотоаппаратов в год для фотографов-любителей, любителей активного отдыха и профессиональных видеооператоров, намного опережая другие страны. По данным исследовательской группы DroneAnalyst, на долю DJI, крупнейшего китайского производителя беспилотных летательных аппаратов, приходится более 90 процентов мирового рынка потребительских беспилотников.

Украинцам все сложнее покупать беспилотники в Китае, поскольку 1 сентября вступили в силу новые китайские правила, ограничивающие экспорт компонентов для них в страну. В последние месяцы китайские компании сократили продажи дронов и комплектующих украинцам, согласно анализу торговых данных New York Times и интервью с более чем десятком украинских производителей беспилотников, пилотов и инструкторов. Китайские фирмы, все еще желающие продавать, часто требуют от покупателей использования сложных сетей посредников, аналогичных тем, которые Россия использовала для обхода американского и европейского экспортного контроля.

Эти препятствия увеличивают преимущество России. Согласно торговым данным, прямые поставки беспилотников китайскими компаниями в Украину составили чуть более $200 тыс за первое полугодие 2023 года. За тот же период Россия получила беспилотников по меньшей мере на $14,5 млн в форме прямых поставок от китайских торговых компаний.

-2

Некоторые украинцы были вынуждены просить милостыню, одалживать и провозить контрабандой то, что необходимо, чтобы компенсировать падение гаджетов с неба. По данным Королевского института объединенных служб, британского аналитического центра по вопросам безопасности, Украина теряет примерно 10 000 беспилотников в месяц.

«Нам приходится изобретать все более сложные цепочки поставок», – говорит Мария Берлинска, давний эксперт по боевым беспилотникам и руководитель проекта Victory Drones в Украине, который обучает войска использованию технологий. «Мы должны убедить китайские фабрики помочь нам с комплектующими, потому что они не рады нам помогать». В итоге украинцам приходится переделывать в боевые закупленные ранее для сельхознужд дроны, распыляющие пестициды.

В первые недели войны украинские солдаты полагались на квадрокоптер Mavic производства DJI. Но в апреле 2022 года DJI заявила, что прекратит свой бизнес в России и Украине. Компания закрыла свои флагманские магазины в обеих странах и прекратила большинство прямых продаж. Россия нашла новые каналы покупки беспилотников через дружественных соседей, в том числе через китайских экспортеров.

Украинцы конкурируют с россиянами за покупку беспилотников F.P.V. у китайских фирм, которые готовы продавать напрямую. У россиян часто есть преимущество, потому что они могут предлагать более высокие цены и заказывать большие партии. Продажа российским компаниям также политически безопаснее для китайских компаний.

Честь имею!