Порочный круг.
Рассмотрим само слово ПОРОЧНЫЙ
ПОРОЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна.
1. Подверженный пороку, безнравственный; свидетельствующий о склонности к пороку. Порочное поведение. П. человек. Порочная улыбка.
2. Заключающий в себе ошибку, неправильный. П. ход рассуждения. | сущ. порочность, и, ж.
Толковый словарь Ожегова и Шведовой.
В научной среде зацикленность имеет конкретное понятие-руминация.
Руминация- это состояние мыслительного процесса, в котором череда мыслей проносятся по кругу. Это навязчивое состояние, при котором сложно остановить себя от этой мысленной карусели. Сами мысли негативные. Вопросы остаются без ответа. Проблема/задача-без решения. Это состояние появилось раз. В тот момент когда были испытаны сильные эмоции и не было найдено решения, для той задачи, которая вызвала эти эмоции.
Механизм зацикленности идет от того, как удовлетворялись желания ребенка в младенческом возрасте-удовлетворения его жизненных потребностей( животик болит, кушать хочет, тело чешется от потнички, жарко/холодно, голодно/сыто и т.д. и как быстро удовлетворялись его желания), и так же в раннем дошкольном возрасте.
Дело в том что именно от этих первых взаимоотношениях у ребенка формируется базовое доверие к миру.
Так же в раннем возрасте формируется воля. Воля сдерживать свои желания.
И в этом месте происходит такой момент. Льдина на льдину.
Часто неудовлетворенные желания, не сразу удовлетворенные желания -формируют недоверие к миру. От недоверия к миру возрастает тревожность, которая на гормональном уровне заставляет быть активнее в этом мире. Что бы выжить! Чем выше тревожная активность, тем тяжелее себя контролировать. А контроль-это воля.
Формирование воли идет от возможности контролировать свои желания.
При повышенной тревожности сложно себя контролировать. Ребенку тем более. Сложно воспитать в себе волю. В этом должны помочь близкие люди(те кто воспитывает).
Но часто это остается без внимания взрослых и тревожность растет фоном с ребенком.
У общества, в котором растет ребенок есть свои правила, которым ребенку учат взрослые. Не всё что хочется, можно сделать и получить. Здесь начинаются упражнения по сдерживанию своих желаний. Тренируется воля.
Фоновая тревожность выступает ключом к руминации. Тревожность присуща всем людям. Различается степенью силы.
Как избавиться от руминации:
- Обратить на себя взор оторвав внимание от юлы мыслей.
- Признать,что она есть. То есть, сам факт того, что это именно она-руминация, мысленная жвачка, зацикленность.
- Признать, что так задача/проблема не решиться. Окинуть взором масштаб потраченного в пустую времени.
При признании возможно появится досада, злость на себя, обида на других. Захочется пожалеть. Нет. Не надо этого делать. Через это состояние можно скатиться в состояние жертвы и снова не решать поставленную задачу.
- Задаться вопросом- а чего я боюсь/избегаю на самом деле?
Может оказаться и так что руминация воспроизводит в человеке эмоции страдания, и ему это нравится. Стоит и это признать.
И задать себе вопрос-а для чего я страдаю? Для кого я страдаю? Какая выгода мне от этого состояния, которое я САМ воспроизвожу в своей голове.
!Если безопасно для жизни и здоровья для себя и для жизни и здоровья других людей!
2. Решить задачу/проблему. Просто пойти и сделать. Сказать/купить/написать/исполнить заветную мечту.
3. Признать/Понять/Принять что прошлое не изменить. Что будущее не известно. Поэтому ни в том, ни в другом случаях не надо придумывать диалоги. Они не случаться. Они как родились в голове, там же и умрут. Наводя токсичность в сознании. Диалоги и сценарии на будущее так же практически невыполнимы, потому что никто не отменял воли случая.
4. Ограничивать себя во времени пребывания в решении задач.
5. Так как руминация вызвана сильными эмоциональными переживаниями, то не усиливать их воображением! Это называется- накручивать себя. Накручивая себя, человек усиливает действие эмоций, каждый раз выливая тонны своей энергии в то, что никогда не оживет. А сил, что бы выйти из руминации все меньше. Требуется помощь со стороны. Помощь от надежного человека, а не того кто под видом доброты добавит масла в огонь.
6. Если у задачи нет решения, значит это не задача. Значит она не стоит внимания. Человек не в силах все контролировать.
7.Разрешите себе ошибаться!
8.Пересмотрите свои приоритеты в своей жизни! Если их нет-создавайте! Вы не робот с программами! Вы творец своей жизни! Да, знаю, понимаю-это сложно! Терпение и труд!
9. Расширяйте знания об окружающем мире и обществе.
Я от всего сердца желаю Вам процветания, силы Жить, мечтать, творить. Берегите себя и своих близких.
С уважением Арина Романовна.
Эти правила следует с возрастом принимать обдуманно. А маленькому ребенку их по возможности объяснять, через сказки и игру.