Евгений Наздратенко, самый харизматичный и наиболее толковый в хозяйственном плане из губернаторов Приморья, считает, что к вопросу возврата в собственность государства активов, попавших в своё время "не в те руки", нужно относиться взвешенно, чтобы не наломать дров. В частности, в Приморье сегодня решается дальнейшая судьба Дальнегорского ГОКа, эксплуатирующего единственное в России действующее борное месторождение. Наздратенко, в своё время сделавший всё, чтобы уникальное производство и его трудовой коллектив не были ликвидированы, в эксклюзивном интервью ИА PrimaMedia озвучил свою позицию по этому вопросу.
Из истории вопроса
Как сообщало ранее ИА PrimaMedia, Арбитражный суд Приморского края 27 сентября удовлетворил в полном объеме иск Генеральной прокуратуры РФ к московской компании "Фининвест" о применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании принадлежащих этой компании 100% долей ООО "Радамант" (Москва), владеющей на данный момент Дальнегорским ГОКом, в доход Российской Федерации.
По данным ЕГРЮЛ, материнской компанией "Фининвеста" является кипрский офшор Rakspol Trading Limited.
"Незаконное приобретение обществом ООО "Фининвест" 100% долей ООО "Радамант", которое является единственным участником ООО "Дальнегорский ГОК", осуществляющим вид деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства, входящими в одну группу с участием иностранного инвестора, с учетом осуществления недружественных действий, осуществляемых иностранными государствами, противоречит основам правопорядка страны и угрожает ее безопасности", — отмечается в материалах дела.
На Дальнегорском боросиликатном месторождении сосредоточенно около 3% мировых запасов бора. ГОК имеет полный технологический цикл от добычи руды и ее обогащения до синтеза боропродуктов, таких как борная кислота, борат кальция, борный ангидрид, датолитовый концентрат. Выручка ГОКа в 2022 году составила 3,8 млрд рублей, чистый убыток — 535 млн рублей.
Президентский наказ: Кошмарить никого не будут
Глава государства Владимир Путин на пленарной сессии VIII Восточного экономического форума (ВЭФ, 18+) чётко дал понять — никаких плановых заданий по деприватизации в стране сегодня нет.
"Никакой деприватизации не намечается, никакой деприватизации не будет. Вот это я вам могу точно сказать. То, что прокуратура активно работает по отдельным направлениям, по отдельным компаниям, — ну, правоохранительные органы имеют право оценивать то, что происходит в экономике, в конкретных случаях, но это не связано с какими-то решениями по поводу деприватизации. И Игорь Викторович (генпрокурор Краснов — прим. ред.) мою позицию знает.
Кошмарить никого не будут, но все должны соблюдать законы РФ. А если не соблюдают, то тогда должны быть готовыми к тому, что и прокуратура, и Следственный комитет, и Счетная палата — все эти структуры, они внимательно будут и дальше следить за тем, что происходит, в том числе в сфере экономики, и призывать всех к исполнению российских законов.
Но преследовать кого-то и только по факту того, что человек бизнесом занимается, никто не собирается
И больше того, хочу подчеркнуть еще раз, особенно в сегодняшних условиях. В целом российский бизнес ведет себя в высшей степени ответственно: сохраняет рабочие коллективы, налаживает новые логистические цепочки, активно себя ведет. Конечно, во многих случаях востребовано появление нового класса, молодого класса бизнесменов. Это тоже правда. Но никто не говорит, что нужно решать вопросы с деприватизацией и что-то переделить — нет, этого не будет",
— сказал президент РФ Владимир Путин на пленарной сессии VIII ВЭФа.
Отвечая на вопрос о том, что происходит с активами, возвращёнными государству, президент сказал: "Если что-то обращается в собственность государства, дальше существуют процедуры, предусмотренные законом. Если это попадает в руки государственных структур, то они в соответствии с законом могут ими распорядиться, а здесь только открытый конкурс.
"Новые управленцы должны быть крепкими хозяйственниками"
Второй момент — очень важно кто в итоге будет управлять бизнесом после возврата в собственность государства? Минпромторг, Минимущества, "Ростехнологии", ВЭБ или другая госкорпорация.
На мой взгляд, при переводе производства необходимо провести доскональный аудит, определиться с основными фондами и лицензиями, разобраться с заключёнными ранее контрактами на поставку продукции и банковскими кредитами, а это очень и очень сложный процесс. Хочется верить, что государство успешно решит эту задачу.
При этом критически важно не нарушать технологический процесс на предприятии. Отлаженное производство ни в коем случае не должно останавливаться и консервироваться. Иначе это чревато техногенной катастрофой
И люди. Это, на мой взгляд, один из самых ценных активов любого бизнеса. Трудовой коллектив должен быть уверен, что рабочие места и социальные гарантии будут сохранены, а зарплата, как минимум, не понизится. Надо думать о рабочих, проходчиках, геологах, контролерах, энергетиках, механиках, поварах. Без них предприятие будет мертвым.
Я могу и дальше перечислять возникающие в процессе деприватизации задачи. Их очень много, вам скажет любой крепкий хозяйственник.