Partout où il allait, Tom portait son propre soleilIl travaillait tout le temps. Il prenait des notes de perfectionnement, n`importe quelle amelioration qui pouvait être réalisée.Il était ici, là et partout, s`occupant de tout le monde, disant aux hôtesses de pousser les femmes jusqu`aux canots pensant à tout le monde sauf à lui-même.
Книга о Томасе Эндрюсе, сыгранном блестяще актёром Виктором Гэрбером в фильме Джеймса Кэмерона. Попалась она мне совершенно случайно, и я даже удивилась, узнав о её существовании, но не раздумывая кинула в корзинку и приобрела.
Это, конечно, не совсем то, что я ожидала, но я рада любой книге, которая хоть на толику расширила бы мои знания о трагедии «Титаника» и судьбах его пассажиров. Здесь не только биография Томаса Эндрюса, я бы даже сказала, что о нём я узнала не так уж и много, здесь, скорее, о его роли и истории кораблестроения, бизнеса, сопутствующих всему этому финансовых моментов. Где-то на этом фоне мы видим мелькающего Томаса…
Автор попытался собрать всю информацию, которая хоть как-то касается биографии его героя. Так, страницы до 60ой читателю предлагается ознакомиться с историей рода Эндрюсов аж с 17ого века! Вопреки моим представлениям [непонятно откуда взявшимся, видимо, из-за скромности персонажа Гарбера в фильме] Томас Эндрюс происходил из очень обеспеченной семьи, его предки в разные времена влияли и на экономику, и на политику и даже на религию. В общем, это не самородок, которого в какой-то момент заметили крупные финансисты из «Уайт Стар Лайн».
Детям семьи Эндрюс позволялось выбирать занятие себе по душе самостоятельно. Так, юный Томас заинтересовался кораблями. Автор описывает эпизод, когда его герой попросил родителей остаться на причале и понаблюдать за работой экипажа и рабочих на судне. Позже Томас сам мастерил мини-кораблики и пускал их в озеро.
Свою карьеру в области кораблестроения он начинал с самых низов, наравне с рабочими отрабатывал полный день, не считая субботы. Трудно разобраться в круговороте историй с кораблями и финансами «Харланда и Вольффа», но насколько я поняла, уже при конструкциях лайнеров класса «Ошеаник» Томас сыграл роль шеф-дизайнера. Долго до того, как его пустили проектировать корабли, он оставался главой отдела по реконструкции, занимаясь восстановлением суден. На вервь «Харланда и Вольффа» Томаса можно было увидеть в самых разных отделах – и у монтажёров, и у кузнецов и у дизайнеров и художников. В желаемый отдел он попадёт лишь в 1901 году.
Есть кое-что и о личной жизни Томаса. Женился он в 1908 году, его супруге Хелен Рейли было на тот момент 27, она тоже происходила из богатой семьи, владевшей льняными мануфактурами. В этом браке у пары родится девочка. В книге приведены несколько писем Томаса жене, впечатление они оставили странное – будто написаны они не родной супруге, а какой-то иностранной княжне, стиль их очень сдержанный с обращением на «вы».
Есть здесь много и про другие корабли, например, про крушение «Атлантика» - тоже детища Уайт Стар Лайн. Есть и про историю столкновения «Олимпика» [корабль-близнец Титаника] с «Хауком», на борту первого был всё тот же капитан Смит, что управлял Титаником. Обоих, и его и Эндрюса, проектировавшего «Олимпию» вызвали «на ковёр», а дело было таким серьёзным, что разборки дошли до Палаты Лордов.
До истории с Титаником автор доходит, когда его повествование перейдёт далеко за половину. Приводится множество свидетельств сотрудников экипажа о Томасе Эндрюсе – все они в один голос отзываются о нём как о деятельном и приветливом человеке. К нему обращались по всем вопросам, даже по мелочам типа сломавшегося вентилятора. Он всегда был занят, но никогда не хмурился и никому не грубил. Я бы даже так сказала, тот образ из фильма Кэмерона – максимально близкий к реальности. Томас никогда не курил и не пил, всё время посвящал работе, постоянно делал заметки на предмет улучшения конструкции судна. Когда он узнал о том, что его корабль неизбежно затонет посреди океана, он думал лишь о том, чтобы спасти как можно больше людей. Сам же не позаботился даже о своём спасательном жилете. Его видели то у шлюпок, то в машинном отделе, то разговаривающим с капитаном, то помогающим сбрасывать лишние вещи с судна.
Вспомнился мне момент из фильма, когда Роза видит Эндрюса у камина с бокалом. Это не совсем выдумка, в книге есть фотография Томаса рядом с похожим камином, но на другом судне. По-настоящему же последний раз Томаса видели за выкидыванием за борт стульев. Как и в фильме Кэмерона, настоящий Эндрюс утонул вместе со своим кораблём, но за всё время у него никогда не было спасательного жилета, даже в руках.
Книга оставила положительные впечатления. Здесь много фотографий, самого Эндрюса, его семьи, различных отделов верви, где он работал, интерьеров Титаника и других кораблей. Лишними показались финансовые дебри, истории с некоторыми кораблями, к Эндрюсу никак не относящиеся, цифры о долях в капитале, кто и когда что у кого перекупил из крупных капиталистов, но кому-то это может быть интересно.
Лингвистическая заметка: англичане называют первый выход корабля в плаванье maiden voyage, французы оказались здесь менее романтичными и называют это voyage inaugural, зато говоря, о сроке службы судна, автор использовал слово «карьера», как будто это живое существо. Вообще лексика в книге порой очень специфичная.
01:35