"Кладбище любимцев", "Кладбище домашних любимцев", "Кладбище домашних животных" - фильм по несколько разным названиям, но известен если не всем, то многим. Тогда, в начале 1990-х он был одним из самых известных драм с элементами ужасов. Сейчас я его вообще не могу назвать фильмом ужасов, потому что сейчас нет ни одного фильма в этом жанре, способного напугать. Современная жизнь давно стала во сто крат страшнее любой самой извращённой фантазии...
Этот фильм стал одним из тех, благодаря которому мы узнали о Стивене Кинге. Тогда подумалось, что все его истории также увлекательны, но оказалось что их всего несколько. Стивен Кинг - подростковый писатель и медиа-продукт. Отчего-то стали экранизировать каждый его пшик, хотя я уверен что в тех же США достаточно куда более талантливых и интересных писателей такого жанра, но мы о них никогда не узнаем.
Этот фильм, снятый по его же сценарию, действительно хорош. Ещё я бы назвал "Серебряная пуля" (1985) и "Оно" (1990). Всё остальное для меня не слишком увлекательно и весьма вторично на мой взгляд. Понимаю что у фанатов это вызовет гнев (на то они и фанаты, чтобы сотворять себе кумира), но я не разделяю восторгов относительно "Сияние" или "Кэрри", к примеру. Считаю отвратительным "Куджо". Но были неплохие "Останься со мной", "Кошачий глаз", "Мёртвая зона" и "Зелёная миля". Однако они больше для подросткового возраста, как я уже написал выше. И пересматривать их не захочется.
В "Кладбище", "Пуле" и "Оно" он не пытался выдавать себя за умного и не пытался преподнести себя как философа. Поэтому и получилось. Дальше он банально "словил звезду" и "сотворил в себе кумира". Но речь сейчас не о нём, а о данном конкретном фильме...
Этот фильм имеет особую атмосферу. Мрачную, депрессивную, но манящую и загадочную. Его отличительная особенность в том, что здесь за основу берётся реальная драма. Здесь нет каких-то "зелёных человечков" или банальной жути с уродцами. Здесь идёт разговор о жизни и смерти. О том, что жизнь каждого живого существа ежесекундно висит на волоске, а возврат в этот мир невозможен...
Семья Крид — Луис, Рэйчел, их дети Элли и Гейдж, а также их любимый кот Чёрч — переезжают из Чикаго в сельский городок Ладлоу, штат Мэн, после того, как Луис устраивается врачом в Университет штата Мэн. Они подружились со своим соседом Джадом Крэндаллом, который отвел их на изолированное кладбище домашних животных (вывеска "кладбище" было написано с ошибками: sematary вместо cemetery) в лесу за новым домом Кридов.
Место весьма глухое, а дом расположен у самой дороги, по которой и днём и ночью гоняют огромные фуры. Для проживания с двумя маленькими детьми и домашними любимцами это более чем рискованный вариант. Так, не успев приехать, Криды едва не теряют своего младшего ребёнка, которого едва не сбил грузовик. На этот раз им помог Джад.
У Луиса плохие отношения с родителями жены. Во время Дня Благодарения, которые американцы встречают в кругу своей семьи, Рэйчел почему-то вместе с детьми уезжает к своим родителям. Встаёт вопрос: какая тогда семья для неё важнее? Луис остался с Чёрчем дома, но уже совсем скоро ему звонит сосед Джад и сообщает что у него на лужайке лежит замёрзший труп Чёрча.
Это, кстати, весьма странный момент. У кота сломана шея и лежит он не на дороге или обочине, а на лужайке соседа. Однозначно его сбил не грузовик, иначе бы не осталось и мокрого места.
Вот тут Джад и решает отвести Луиса на старое индейское кладбище, находящееся за кладбищем любимцев. Ничего при этом не говоря. Луис идёт как козёл на верёвке, даже ничего не спрашивая и хоронит там кота. На утро кот вернулся домой. Только это был уже совсем не тот Чёрч...
Дальше больше. Не сделав выводы из первого инцидента, Криды вместе с соседом устраивают пикник у дороги. Опять никто не следит за младшим. Папа ведёт себя как идиот. Мама занята неприятной девочкой - их дочерью. Вообще Элли здесь просто самый неприятный персонаж. Такая маленькая противная старушка, бесчувственная и эгоистичная. Такие обычно и выживают.
Гейдж выбегает на проезжую часть и фура сбивает его. Конечно хоронить бы было нечего и гробик бы был закрытым. Конечно и грузовик бы не перевернулся - он бы даже не заметил удара. Но реалистичность, как мы уже знаем, не присутствует в американском кино в принципе.
Когда после похорон (Кинг тут как всегда засветился в эпизодической роли), на которых тесть справедливо набил морду Луису, Рэйчел вновь уехала к родителям вместе с Элли, самому Луису не приходит ничего умнее как перезахоронить Гейджа так же как и Чёрча. Ума палата да разума маловато.
Когда возвращается мёртвый Гейдж, то он является настоящим исчадием ада: планомерно убивает соседа, затем свою маму. Замочил бы и папу, но тот успел подготовиться и первым замочить сынишку и бедняжку Чёрча. Вообще Луис прямо-таки весь фильм "блещет" умом и сообразительностью. Думаете, наворотив столько дел, он остановился? Нет. Он берёт трупы жены и вновь несёт его на индейское проклятое кладбище.
Когда благоверная возвращается в ужасном образе из могилы, он страстно с ней целуется. Извращенец. И получает удар большим ножом... Элли остаётся сиротой.
На самом деле первоначально планировалось закончить фильм кадрами как Рэйчел заходит в кухню, где Луис раскладывает пасьянс (а действительно, почему бы ине провести время в спокойной обстановке отцу семейства. когда все дела сделаны?) и на этом титры. То есть убила она его или они жили долго и счастливо - останется загадкой. Но решили в итоге зарезать и Луиса.
Неприятную девочку Элли, которая в итоге единственная осталась жива, сыграли восьмилетние сёстры-близняшки Блейз и Бо Бердал. Больше играла Блейз. Маленького Гейджа сыграл двухлетний Мико Хьюз, много позже сыгравший ещё одну значимую детскую роль в фильме "Меркурий в опасности". Луиса сыграл Дэйл Мидкифф, а его жену Рэйчел - Дениз Кросби. В роли соседа снялся Фред Гвин. Но если Гвин был в конце своей карьеры (он умер через четыре года), то остальные в кино так и не закрепились.
Группа "Ramones" по просьбе режиссёра Мэри Ламберт сочинила и сыграла одноимённую песню "Pet Sematary", которая звучит в финальных титрах. Песня получилась отличная и сразу стала очень популярной.
Но лучше всех сыграл котик-)
Ремейк 2019 года смотреть не стал. Сразу не понравились неприятные неживые лица актёров. У мужика что играл Луиса вообще морда какого-то извращенца. Зачем вообще снимать ремейк, если уже снято на отлично? Только если бабла срубить. Но разве Кинг ещё не наелся? Смотреть нужно только оригинал 1989 года.