Найти тему

Новый театральный сезон: 5 любопытных спектаклей

Оглавление

Мы попросили театрального критика и эксперта Фонда Михаила Прохорова Дину Годер выбрать пять интересых премьер нового театрального сезона (точнее, только самого его начала!).

Дина Годер
Дина Годер

– Мы говорим о премьерах сентября сейчас, потому что это самое начало сезона. Премьеры больших театров и знаменитых звездных режиссеров – это то, что и так известно. Мне же хочется посоветовать несколько спектаклей на независимых и не очень больших площадках, которые я не видела, но на которые пошла бы в первую очередь.

Когда я стала выбирать спектакли, на которые хочу пойти, удивительным образом оказалось, что практически все они – документальные. Видимо, для людей сегодня особенно важна какая-то фиксация реальности и вообще работа с реальностью – даже если она принадлежит другому времени или месту. При этом спектакли в подборке разные, и представляют целый спектр.

Хиросима

Пространство «Внутри»
реж. Александр Плотников

-2

Премьерные показы этого спектакля уже прошли, и он получил отличную реакцию критики. «Хиросима» идет в театре совсем новом, это независимая площадка, работающая последние несколько лет. Александр Плотников – это тоже довольно молодой режиссер, за последние годы он стал заметен.

С командой «Дочери СОСО» он поставил спектакль по знаменитой статье «Нью-Йоркера». В 1946 году после бомбардировки Хиросимы журнал отвел целый номер под один материал из разговоров с людьми, которые выжили. Как ясно по рецензиям, важная особенность спектакля в том, что там играют только девушки, хотя среди персонажей есть и мужчины. Это очень тихий, камерный спектакль, без истерических криков. «Хиросима» делается на звуках, на негромких разговорах, на небыстрых движениях. Разные люди рассказывают, что именно с ними происходило, и это звучит современно.

Лес. Трактат

Театр «Среда 21»
авторы Александр Плотников и Борис Алексеев

-3

И еще один спектакль Александра Плотникова на независимой площадке, это совсем маленький театрик, такой домик в саду Баумана. У «Среды 21» уже были очень интересные спектакли: когда я была в экспертном совете «Золотой маски», мы номинировали их спектакль по «Капиталу» Маркса.

Здесь Плотников работает внутри большого театрального проекта-грибницы «Лес» Бориса Павловича. Внутри проекта много спектаклей, которые ставят разные режиссеры, и чаще всего это спектакли не в театральных помещениях, а в каких-то около театральных или даже на открытом воздухе. Проект «Лес» основан на философии Бибихина, и каждый автор через эту философию исследует среду или себя. Из грибницы растут разные грибы, но у них есть общая ризома, корень.

Александр Плотников сделал «Лес. Трактат» с режиссером и актером Борисом Алексеевым. Алексеев – создатель независимого частного театра в Воронеже, но у его «Никитинского театра» отобрали помещение и не дают возможности играть. И в спектакле Борис исследует себя и свою историю: кто он сейчас, что с ним происходит. Зрители начинают думать не только про то, что случилось с Борисом, но как вообще изменилась наша жизнь. Это такая особенность «грибницы» Бориса Павловича – приглашение к размышлению.

Здесь дом стоял

РАМТ
реж. Марина Брусникина

-4

Следующий спектакль, на который я бы пошла, поставили в РАМТе – это уже большой известный театр. Новый главный режиссер РАМТа – Марина Брусникина, она известна своей работой с текстом. Спектакль «Здесь дом стоял» основан на рассказах актеров театра разных поколений. Они рассказывают о себе, заканчивая личный сюжет РАМТом. Все эти рассказы складываются в общую ткань жизни и превращаются в историю и про театр, и про людей. Специальную, документальную, пьесу для спектакля написал Александр Стадников, который уже много лет занимается документальным театром. Премьеры я не видела, но надеюсь, что будет интересно.

«Здесь дом стоял» должны играть на малой сцене РАМТа, получается, я прежде всего говорю про камерные постановки.

Занавес

МХТ им. Чехова
реж. Юрий Квятковский

-5

Ещё один спектакль, над текстом которого работал Андрей Стадников. Этот спектакль Юрия Квятковского уже в совсем большом театре. Квятковский – режиссер-экспериментатор, который много работает с разными современными форматами, цифровым театром, даже с цирком. В МХТ он сделал спектакль, который построен на рассказах женщин театра, и это не только актрисы, это капельдинеры, билетеры, реквизиторы. Эти рассказы о жизни человека в театре, ненавистном и любимом, расстаться с которым невозможно.

Шалом 48-23

Театр «Шалом»
реж. Олег Липовецкий

-6

Московский еврейский театр Шалом существует давно, и считается, что он ведет свою историю от ГОСЕТа Соломона Михоэлса. Театр довольно долго вел бледное существование, но не так давно главрежем в него пришел Олег Липовецкий, и театр внезапно ожил, пошли интересные премьеры, нашлись яркие актеры и неожиданные повороты обязательной еврейской темы.

Этот сезон открывается спектаклем, который называется «Шалом 48-23», его поставил сам Олег Липовецкий, и он основан на истории Шалома. В 1948 году Соломон Михоэлс был убит. В спектакле есть истории, связанные с прошлым «Шалома» и, опять же, рассказы актеров о театре и о своей жизни. Олег и команда несколько месяцев разговаривали с актерами, и из этого родился спектакль-концерт. Мне кажется, это страшно важно для театра – показать, чему они наследуют: не развлекательному «Шалому», а театру Михоэлса.

Театры
0