Интервьюёр: Юлия Пономарёва-Долгорукая
Интервьюируемый: Искан Ильязов
1. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Есть расхожая фраза «художника обидеть может каждый». И она отчасти справедлива. Многие художники очень остро реагируют на любые попытки их критиковать или вывести из равновесия. А как Вы относитесь к критике в Ваш адрес?
Искан Ильязов. В мой адрес я слышал мало неконструктивной критики. Я открыт для критики и подсказок от тех, кого уважаю. Я не отказываюсь дать своё мнение о творчестве коллег по их просьбе, и это само по себе говорит, что я лоялен к критике.
Я настолько быстро стал признанным художником, что мне, вероятно, не успели высказать своё «фи», а потом оно стало уже неуместным.
Есть один неудачливый художник, он мне высказывал. Психика у него неустойчивая. Когда я был коллекционером, то не купил у него ничего за несколько лет знакомства, а когда я сам стал художником, то его стали бесить мои успехи, а он топчется все годы на месте и периодически бросает занятия живописью.
Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты;
Одни поддельные цветы
Дождя боятся.
И.А. Крылов. Цветы // Крылов И.А. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945—1946. Т. 3, с. 92—93.
© Электронная публикация — РВБ, 2007—2023. Версия 2.0 от 12 октября 2018 г.
2. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Некоторые художники не любят, когда их четко причисляют к какому-то течению в живописи. Например, Сальвадор Дали не любил, когда его работы называли сюрреализмом. Он говорил «Это – просто живопись». А каким одним словом Вы бы назвали стиль Вашего письма и Ваши работы?
Искан Ильязов. Геометрический абстракционизм - основа моего живописного творчества, а моё творчество в широком смысле – это живопись жёстких контуров (hard-edge painting)
Это часть течения «абстракция», который входит в модернизм. Основатель геометрической абстракции, а также наряду с Василием Кандинским сооснователь всей абстракции в целом – Казимир Малевич, с его геометрическим Чёрным квадратом.
Когда я закладываю на холсте новую композицию, я специально не нацеливаюсь на абстракцию и тем более на геометрию – оно само собой так получается, и у меня примерно одна десятая часть работ - фигуративные и полуфигуративные, но всегда в духе минимализма, как и остальные девять десятых и здесь
А у Сальвадора Дали не сюрреализм, а стилизованный академический салон, так что он был прав, что у него «просто живопись».
3. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Согласны ли Вы с утверждением, что «ленивых шедевров не бывает»? Иными словами Вы педантично и кропотливо работаете над холстами или живёте «моментом вдохновения»?
Искан Ильязов. Ленивых шедевров не бывает. Когда Анатолий Зверев за пару минут создавал шедевр, когда Айвазовский за полчаса создавал шедевр – цена этому была как минимум гениальность, а в случае Зверева – вся его жизнь.
Я живу «моментом вдохновения». Я органически не способен что-то делать без парения духа, и не только в живописи.
Однако для выписывания контуров нужны старательность, концентрация, трудолюбие и время. Я люблю этим заниматься! У меня кистей более 300 штук, есть геометрические инструменты для разметки холста, есть выбор импортных масляных и акриловых красок, а главное – есть терпение! На длине прямой или кривой линии в полметра, глаз зрителя сразу видит отклонение в один миллиметр от идеальной. Когда композиция рвётся по сочетанию цветов и оттенков, то в фигуративной живописи это не так заметно, как в геометрической абстракции, в которой не прикроешься сюжетом и живописными приёмами. Я отвечаю перед собой и перед Богом за качество письма! Если «запорешь» одну геометрическую цветоформу, то приходится переписывать не только её, а зачастую также соседние. Вот и стал я «миллиметровщиком» - ювелиром! Да, педантично! Да, кропотливо! Но это моё!
4. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Любой художник по сути обладает необычными способностями: выразить на полотне то, для чего даже слов, бывает, не хватает. А какими ещё сверхъестественными способностями Вы обладаете или хотели бы обладать?)
Искан Ильязов. В моём случае это не сверхъестественные способности, а просто способности хорошего живописца, однако и они «на любителя»: сверхчувствительность мешает в повседневной жизни. Но не я выбрал живопись, а она меня, и мне деться некуда!
Не хочу обладать бОльшими способностями - мне бы обуздать и использовать ту психику, которая есть!
Чтобы «выразить на полотне то, на что слов не хватает», нужно либо приближаться к гениальности, чего я не хочу, да оно и не дано мне, либо иметь высокий общий культурный уровень и «глаз», которые у меня наработаны.
Я постоянно «толкаю идею», что во многих людях заложены способности к живописи, только они этого для себя не обнаружили. Я обнаружил в возрасте 59 лет! А вообще, никогда не рано и не поздно начать писать стихи, романы или картины – результат может оказаться на удивление хорошим.
5. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Как родилась идея о том, чтобы сюжеты Ваших картин появились на ткани?
Искан Ильязов. Как многие художники, я заказывал «мерч» для подарков: майки, наволочки, рюкзачки, закладки для книг, магнитики для холодильников – но это не искусство, в мерче нет творчества.
Мои картины «цепляют», поэтому Лидия Фахретдинова сделала для себя, своих дочерей и внучки коллекцию авторской одежды, принципиально некоммерческую. Она с 13 лет мечтала стать модельером - вот и стала, на материале моих картин. Коллекция моды получилась красивая, не оставляющая никого равнодушным!
Лидия Фахретдинова вспоминает, что началось с её поэтических ассоциаций, когда она писала четверостишия к моим картинам. Лидия всматривалась в мои геометрические абстракции, и тут вмешался случай. В ленте новостей культуры на Первом канале ТВ прошёл фрагмент показа коллекции Валентина Юдашкина, где мелькнуло несколько платьев свободного кроя, выполненных из тканей с абстрактным рисунком, и у Лидии родилась идея: по городу могут ходить картины, перенесённые на одежду, - не просто компьютерные абстракции, а авторские работы.
6. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Хотите ли продолжать такие поиски новых форм и решений? Возможно это будут попытки выразиться в неких иных измерениях, учитывая недостаточную многомерность пространства и времени?)
Искан Ильязов. Не совсем понятный вопрос, но попробую ответить.
Я для себя считаю, что Вселенная многомерна и построена подобно матрёшке. В квантовой физике время не то что относительно, а в обычном понимании время просто не существует, не применимы причинно-следственные связи и есть «квантовая запутанность». Я люблю вставить красное словцо о моих вылазках в астрал через портал и верю в параллельность нашей действительности. Однако это всё общие рассуждения.
Если практически, то я выставлял в 2017 году на персональной выставке серию трёхмерных арт-объектов в виде 7 яиц - как 7 слоников на «горке». Выразился в трёх измерениях!
Я был одним из закопёрщиков арт-перформансов «Жги!» в 2019 и 2021 годах, когда художники жгли на Рублёвке на берегу Москвы-реки свои картины и через огонь обменивались тонкими энергиями с Вселенной. Выразился в потустороннем измерении!
С 2020 года я пишу серию из 10 книг в соавторстве с Заслуженным писателем Московской городской организации союза писателей России Светланой Волошиной-Андрийчук. Для меня это новая форма творчества.
С 2022 года я обнародую аудиозаписи с моими декламациями поэзии. Поэты, как и художники, преодолевают пространство и время!
С 2022 года я немного занялся фотоискусством соло. Также я делаю цифровые фото- и видео-арт-проекты в коллаборации. Интересное решение для абстрактного живописца!
В 2023 я оказываю содействие гениальному полностью слепому от рождения 16-летнему композитору из Минска Ивану Цедрику, потому что он подключён к Высшим Сферам. Тоже для меня способ выражения!
В сентябре 2023 года я создал Группу ВотсАппа «Стихотворцы». Вынужденное решение для человека, который любит поэзию, но не умеет слагать стихи!
Куда, в какие измерения, формы и решения дальше занесёт меня творческая кривая, никто не знает.
7. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Что Вам ближе: «идеальное холодное совершенство» или «милые несовершенства»?)
Искан Ильязов. В своём искусстве я стремлюсь к совершенству. Геометрические абстракционисты по всему миру склонны к высоколобому и холодному арту, а я яркий, горячий, эмоциональный, «солнечный». Геометрическая абстракция, будь то холодная или горячая, не допускает «милые несовершенства», они сразу видны и портят картину.
8. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Василий Кандинский, как известно, был увлечен поиском духовности в искусстве. Он как-то сказал (практически про Ваш стиль): «Форма, если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет своё внутреннее звучание, является духовным существом». Как «звучат» Ваши картины? Важна ли для Вас связь с духовностью?
Искан Ильязов. Высокое искусство духовно по определению, и не имеет значения, абстрактное оно или фигуративное.
Для каждого зрителя мои картины звучат по-своему. Более того, в разное время и при разном настроении зрителя они могут звучать по-разному. В этом прелесть абстракции!
Если вспомнить, под какую музыку я пишу мои картины, то в двух третях случаев - под благодатную загородную тишину, но при этом часто в голове звучит Шопен! В остальных случаях в основном под Баха и меньше под Шопена, ещё меньше под Чайковского, Листа, Генделя, прочих классиков и редко под классику рока, джаза, отечественной эстрады и даже бывало… под Зыкину! У меня в мастерской художника стоит ламповый тракт и коллекция из более шестисот аудио CD дисков и более ста виниловых пластинок.
9. Юлия Пономарёва-Долгорукая. Согласны ли Вы с тем, что искусство (как выражение) красоты спасет этот мир?)
Искан Ильязов. Искусство не спасёт мир, но после всего останется только искусство.