В субботу же я смотрела ТВ и там увидела документальный фильм Сергея Шаргунова о жертвах расстрела парламента. Тридцать лет ведь, юбилей. Показали фильм очень кстати, потому что я несколько дней как хотела написать о Шаргунове, точнее, трейлере полнометражной картины по его роману "1993". Хотела сходить, но пропустила старт премьеры.
Мое отношение к тем событиям понятно, оно было многократно изложено мною и в статьях, и в художественной форме: в романе "Мама!!!" героиня в самое страшное для нее время одиночества вспоминает, как и в 1993 году осталась одна перед телевизором: мама работала, а ребенок коротал день в одиночку, в комнате пансионата на Лесобазе. Каким был тот пансионат и то детство, можете судить по многочисленным репортажам из дома, где я жила: Судостроителей, 38, в Тюмени, трагически известного тем, что оттуда была убитая восьмилетняя Настя Муравьева.
Представьте жизнь в этом пансионате в 90-е. И представьте всю глубину тревожности маленького ребенка, на которую легли картинки расстрела Белого дома.
Единственный в постцарской России свободно избранный парламент. Больше нечего сказать. Могу лишь добавить, что сегодня в армию как раз ушли дети тех, кто тогда защищал Ельцина
Но я про Шаргунова. Его передача - интервью с родителями убитых тогда молодых людей - очень, конечно, камерная. По ней видно хорошее знание Шаргуновым фактуры и большое соболезнование тем событиям.
Про Шаргунова я когда-то писала, года три назад. Его роман "1993" я считаю чрезвычайно хорошим. Роман, в котором, если читать его глазами читателя (как я читала), на первый взгляд нет никаких изъянов. Это очень хорошая проза. Я про такую говорю - большая. Но я имею в виду, что у романа нет художественных изъянов, зато есть один большой литературный: в нем быт бедных простых людей, быт массового человека 1993 года, изображен недостоверно. Я писала об этом в 2020 году. У Шаргунова нет опыта массового человека, он не знал, о чем пишет, потому у него бедная семья в августе 1993 года за раз съедает целую курицу, к примеру. Шаргунову стоило описывать те события с позиции человека его опыта: человека более сытого, благополучного.
Но это мелкий нюанс, который таким же благополучным читателям и не будет заметен. Думаю, он не сыграл какой-либо роли в судьбе книги. А судьба этого романа не соответствует его величине.
Почему? Я вдруг поняла это, когда увидела трейлер фильма "1993". Вот прямо сразу осенило. Трейлер мне не понравился, я там увидела мало от романа, зато много - приукрашенной действительности, которая тогда была куда страшнее. Не забывайте, что 90-е до сих пор являются самым страшным временем для большинства ныне живущих в России поколений. Мы не берем ВОВ, сталинизм и пр., потому что пережившие их люди сегодня не являются большинством. А большинство - те, кто застал 90-е. В фильме они показаны, я смотрю, мягко. И сам фильм описан как созданный по мотивам романа Шаргунова. Оттого и не узнать. Я бы без титров не узнала.
Зачем так умягчили? А иначе публика отторгнет.
Я поняла, что роман "1993" постигла та же судьба, что и, позднее, мою книгу "Мама!!!" о 90-х: люди отворачиваются от воспоминаний о времени, когда они были бессильны, бесправны, унижены и почти уничтожены. Мало кто готов на такое прошлое посмотреть
У наших книг разные габариты, разные весовые категории, конечно, но причина отсутствия заслуженного признания одна - людям слишком тяжело читать о самом больном и страшном, что они пережили.
Роман Шаргунова, конечно, известен, но это лишь тень того, что он заслуживает. Я считаю, что большой русский роман "1993" провалился в большую яму нашего общего горя. Да и вышел во времена, когда очевидцев тех событий было много и они все хорошо помнили.
И мой роман в нее провалился. Мой еще страшнее, еще тяжелее. Я знаю о случаях, когда читатели покупали книгу, но не могли дочитать из-за тяжелых воспоминаний. О случаях, когда после романа начинали пить. Я рассказывала об одном таком читателе: он работал следователем в 90-е, дошел в книге до описания жены "афганца", у которой волосы слиплись от размазавшейся по лицу дешевой жирной помады... он сразу вспомнил, как в 90-е постоянно выезжал на трупы проституток и навсегда в него въелся этот запах прогорклой дешевой помады. Он запил! Человек очень долго пил, писал мне, потом пропал. Надеюсь, пропился и смог вновь все забыть...
Мой тезис не изменился: население отторгает все, что ему напоминает о 90-х. Масс-культуру, попсу, моду. Певцы из 90-х, передачи из 90-х, фильмы из 90-х забыты как страшный сон. Проект "Хиты 90-х" на позапрошлом новогоднем "огоньке" провалился - людям было больно слушать.
Роман Шаргунова не тяжелый, но он описывает дни, которые здравомыслящим населением оцениваются теперь как едва ли не самые трагические в новейшей нашей истории
Теперь-то даже глупые поняли, что все наши беды оттуда, из расстрела народного парламента. Очень больно вспоминать свою ошибку, вспоминать огромное преступление, вспоминать Ельцина, который все раздавил...
Но я думаю, что сейчас 90-х в культуре и литературе будет все больше. Я аргументированно написала об этом еще в 2019 году. Нужно, чтобы пришло поколение людей, которые будут смотреть на те события глазами не участников, не жертв, а историков. Вот как только у нас народится достаточно тех, кто не застал девяностые, так мы и сможем о них честно говорить: эти люди смогут читать наши книги, смотреть наши фильмы. Они не будут отторгать их, потому что не имеют болезненных воспоминаний. Уже пошла в кино тема 90-х. Тот же "1993" экранизировали только теперь. Раньше было мучительно больно вспоминать.
Надеюсь, сейчас и роман Шаргунова прочтут заново, и моя "Мама!!!" еще "выстрелит". Может, и мою книгу все же экранизируют. Дважды я вела переговоры, но до заключения договора дело не дошло.
Кино в ближайшие дни посмотреть не могу, муж уехал, дочку не с кем оставить. Пишут, что "1993" прекрасный фильм. Его же снял режиссер "Обители" Велединский - редкий сериал, который я хвалила. Наверное, хорошо снял. Но я по трейлеру вижу, что слишком изменили книгу в сторону легкости. Из положительного пока отмечу только выбор на главную роль Евгения Цыганова
Вот это роль для него. Он весь будто бы застыл в апатии 90-х. Его лицом можно иллюстрировать выученную беспомощность. Когда я фантазировала, кто бы смог сыграть в моей "Маме!!!", я именно Цыганова представляла следователем прокуратуры Володей. Помните?
Вот такими глазами должен смотреть на мир следователь, который работал в самом страшном районе провинциального сибирского города
Повторю: поглядите на мою родную Лесобазу по новостям о Насте Муравьевой. Представьте, что было тогда. Может, получится мне еще книгу переиздать (тираж же продан почти сразу, а вот довыпустить почему-то АСТ Редакция Елены Шубиной не захотела) и экранизировать. Жаль, что Евгений Цыганов уже в фильме о 90-х снялся: в фильме по моей книге, если все же такой появится, он, наверное, сниматься не будет...
Кто ходил в кино, рассказывайте. И обязательно читайте сам роман. Это очень хороший большой роман, который был незаслуженно умален. О нем можно сказать, что он растворился в слезах народа, народ попросту не смог эту книгу спустя 20 лет после событий прочитать. А сейчас сможет, время пришло.
Про Шаргунова я писала. Я всегда считала, что народ, т.е. широкий читатель его отторгает. Много причин. Еще я считала, что уход Шаргунова в политику - потеря для литературы. Но, может, он нужен литературе в этом качестве: редактора, документалиста? Может быть, может быть...