Найти в Дзене
СВОЯ СТРОКА

«Они все против Путина и поклоняются сатане»: устоявшиеся мифы о русских рокерах

Когда за рубежом в середине ХХ века стала зарождаться рок-культура, в СССР она поначалу не вызывала никаких эмоций: людям было не до того, т.к. шло важнейшее и трудное дело - послевоенное восстановление страны. К тому же в те годы большинство зарубежных явлений подвергались у нас порицанию. Но в итоге неформальная культура потихоньку всё равно стала проникать к нам. Первый серьёзный всплеск всего этого пришёлся на время The Beatles. Достать их пластинку в нашей стране тогда было настолько хлопотно, что, те, кто смог это сделать, считались очень удачливыми. Вторая волна - это 80-е, когда запретов уже не было, но контроль оставался. Об этом несколько лет назад рассказывал бас-гитарист «Арии» Виталий Дубинин. Он вспоминал, как к ним на репетиции приходили партработники, чтобы проверить тексты песен и выяснить, нет ли там антисоветской пропаганды. Её там не было, но неформальная культура всё равно рассматривалась как нечто чужое и враждебное. И этот стереотип отчасти остался даже сейчас, д

Когда за рубежом в середине ХХ века стала зарождаться рок-культура, в СССР она поначалу не вызывала никаких эмоций: людям было не до того, т.к. шло важнейшее и трудное дело - послевоенное восстановление страны. К тому же в те годы большинство зарубежных явлений подвергались у нас порицанию. Но в итоге неформальная культура потихоньку всё равно стала проникать к нам.

Первый серьёзный всплеск всего этого пришёлся на время The Beatles. Достать их пластинку в нашей стране тогда было настолько хлопотно, что, те, кто смог это сделать, считались очень удачливыми. Вторая волна - это 80-е, когда запретов уже не было, но контроль оставался. Об этом несколько лет назад рассказывал бас-гитарист «Арии» Виталий Дубинин. Он вспоминал, как к ним на репетиции приходили партработники, чтобы проверить тексты песен и выяснить, нет ли там антисоветской пропаганды. Её там не было, но неформальная культура всё равно рассматривалась как нечто чужое и враждебное. И этот стереотип отчасти остался даже сейчас, десятки лет спустя.

-2

Если сегодня включить федеральное ТВ, на нём легко найти условного Киркорова, а вот ту же «Арию» там не увидишь. С чем это связано? С тем, что отечественные рокеры, которые изначально были загнаны в некое подполье, до сих пор выпущены из него не до конца, потому что об этих музыкантах и их слушателях в обществе гуляют два ложных суждения, о которых мы сейчас поговорим.

«Они ненавидят нашу власть»

Рок-концерт в Москве. 1989
Рок-концерт в Москве. 1989

Этот миф о рокерах появился ещё в СССР и был подогрет утверждением, что, если неформальная культура пришла из-за рубежа, значит якобы ставит целью разрушить страну. Такое мышление частично сохранилось и сегодня: некоторые в обществе по сей день уверены, что рок-музыкант (или его слушатель) – это всегда тот, кто против власти. Так ли в реальности?

-4

Конечно нет. В прошлом году, после начала СВО, некоторые отечественные рокеры действительно выступили против и покинули страну. Но заметим, кто это был: из по-настоящему узнаваемых - только вечно недовольный Макаревич, Гребенщиков и Земфира (все трое признаны иноагентами в РФ). Плюс несколько гораздо менее известных. Туда им и дорога. Остальные никуда не сбежали, а некоторые уже после начала боевых действий совместно записали клип на песню «Я остаюсь» - название самое что ни на есть говорящее.

-5

Кто-то даже открыто выражает поддержку патриотическим ценностям (например, бывший вокалист «Арии» Кипелов вообще говорит об этом прямо со сцены во время концертов). Есть и те, кто приезжает играть в зону боевых действий (играть, само собой, для наших, а не для неонацистов). В общем мысль о том, что неформальная среда якобы состоит из людей, ненавидящих свою страну – ложь. Но о рокерах есть и стереотип № 2.

«Эти люди – сатанисты»

-6

Байка распространена с середины 2000-х. Тогда неформалы в стране увлеклись готикой, и частью времяпрепровождения у них были ночные прогулки по кладбищам. Отсюда и начались слухи о сатанизме – на рокеров повесили ярлык. Этому способствовала и другая деталь.

-7

Эта деталь – так называемая «коза» (кулак с двумя прямыми пальцами, традиционный жест рокеров). Люди, не знакомые с неформальной культурой, объявили жест сатанистским, т.к., по их мнению, он «похож на рога дьявола». Придумавший «козу» Ронни Джеймс Дио объяснял, что никакой отсылки к тёмным силам в жест никогда не вкладывал. Тщетны были те объяснения: у очень многих (и в нашей стране тоже) прижился ложный стереотип. Придираются к неформалам и за традиционно чёрную одежду, и вообще на необычную внешность, хотя ценности у большинства из них здравые. Нашему обществу не мешало бы избавиться от принципа «встречаем по одёжке». Вот только вряд ли это произойдёт.

Подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь статьей в соцсетях. Добро пожаловать на наш канал!