Уверен, многие с удовольствием наблюдают за часовыми, что стоят на постах у важных государственных объектов. Наблюдающим интересно всё: в какой они форме, какое вооружение при себе имеют, а ещё — моргнёт солдатик, или нет? И если долго на него смотреть, пошевелится? На деле такие «промахи» со стороны часовых происходят крайне редко. Заступающих на посты усиленно готовят никак не реагировать на безобидные козни туристов. А порой происходят и вовсе казусы — часовые не замечают тех, кого им, по долгу службы, следовало бы, ой, как сильно, замечать.
Когда я служил в армии, такое обычно происходило по причине сна часового. Приходит на пост разводящий, а часовой спит. Нынче всё несколько иначе, на смену снам пришли всевозможные электронные гаджеты. И как пример, хочу рассказать об одном случае, произошедшим с двумя португальскими часовыми, нёсшими караульную службу в Лиссабоне, у монумента Ветеранам колониальных войн.
И хотя монумент располагается в самом центре столицы, туристы, в общей массе своей, как-то редко его посещают.
Всему виной величественная башня «Торри-ди-Белен», 1521-ого года постройки, и находящаяся в нескольких сотнях метрах от монумента Ветеранам.
И так, был солнечный майский день. Столбик термометра показывал почти тридцать по Цельсию. У монумента Ветеранам колониальных войн несли свою службу двое часовых, стояли в деревянных будках, спасались от жары на вполне законных основаниях. Был ещё рабочий, по колено стоявший в бассейне, что находился у монумента, и чистил его специальным насосом. Вскоре компанию им составила пара туристов - супружеская пара из России. У мужчины был фотоаппарат.
Я сделал несколько снимков утомлённых солдатиков и уже хотел было последовать за супругой, в тенистую аллею, где не так жарко, как появился он.
Полагаю, то был проверяющий, званием старше часовых, судя по количеству лычек на его погонах. В метрах тридцати от ближайшей будки он остановился. Часовой тут же его заметил и поспешил покинуть пост. Подошёл к стоявшему неподвижно начальнику и что-то отрапортовал. Затем, развернувшись, часовой проследовал в свою будку. Начальник был явно доволен. Затем он прошёл вдоль монумента и остановился напротив второго часового.
И здесь наступила пауза. Секунд двадцать никто не двигался. Часовой будто не замечал проверяющего. Начальнику это явно надоело и он, согнув правую руку в локте, резкими движениями ладони недвусмысленно показал, что хочет видеть часового перед собой. И даже после этого часовой не сдвинулся со своего места. Говорят, если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе.
И «Магомет» пошёл к горе. Что в это время творилось в душе «Магомета», не знаю, можно только догадываться, какие бури бушевали там. И у самой будки, где начальник беседовал с подчинённым, атмосфера была далеко не радужная.
Смеха не было слышно. Высказав часовому своё неудовольствие, проверяющий вскоре скрылся, полагаю, проследовал в караульное помещение, там наводить порядок. Ему вслед последовал жест часового — проведённая вдоль горла ладонь. Мол, как ты мне надоел со своим уставом.
Через минуту, после визита начальника, часовые решили размяться, пройтись от своей будки к другой и обратно. Видимо, так было задумано по протоколу.
А заключительным моментом возвращения на пост стал гимнастический пируэт — высоко поднятая в колене нога и резкий прихлоп ботинком о пол. Мол, пост принял. Вот и вся история.
Позвольте, спросит внимательный читатель, а где обещанные электронные гаджеты, куда они подевались? А ответ нашёлся чуть позже. Уже дома, по прошествии некоторого времени, разглядывая фотографии часовых, я обратил внимание на детали.
На их глаза, когда те находились в своих будках. Зрачки обоих как-то странно запрокинуты кверху. Повыше входного проёма. Спрашивается, что там, внутри будки, можно разглядывать? Да ещё так, чтобы не замечать проверяющего? Ну конечно — это мобильный телефон. Часовые смотрели видео на смартфонах. Может даже футбол. Португалия всё таки.
И последнее, в моё время часовым запрещалось, помимо прочего, читать на посту. Новые времена приносят новые технологии. Мир не стоит на месте, однако нарушать воинские уставы не следует. Даже если в это время играет ваша любимая команда.