Я отправился в центральную типографии Риги, которая некогда была главной в столице Латвии. Она занимает огромное старинное здание 19 века и имеет богатую историю. Но что с ней произошло, почему все оборудование стоит тут до сих пор? Краски, расходники, материалы, десятки станков производства СССР и Германии вместо того, чтобы работать, покрываются пылью. Присаживайтесь поудобней, мы отправляемся на исследование «Рижской образцовой типографии».
Можно сказать, что в самом начале нашего исследования нам повезло, залаз находится рядом с жилым домом и пожилой мужчина сразу заметил нас и спросил кто мы такие и что здесь делаем, мы объяснили что мы фотографы, я показал большую камеру и к нашему удивлению он не стал вызывать полицию и выгонять нас с территории.
Найдя вход в подвал мы начали исследование именно с него. На стенах периодически попадались датчики движения и мы не знали, работают они или нет. Некоторое время назад точно работали, поэтому мы были максимально осторожны. Подвал порадовал нас большим количеством различных предметов и артефактов прошлого, главную ценность из которых представляли различные станки для обработки металла и дерева. Видимо здесь изготавливали клише и другие предметы для типографии.
В одной из комнат подвала мы нашли огромный пресс немецкого производства, сколько ему лет неизвестно, но вероятно около 100.
В этот момент в видео, я рассказал короткую историю советской полиграфии, поэтому считаю важным упомянуть и здесь об этом.
История советской полиграфии уходит корнями далеко во времена Петра Первого, но я постараюсь коротко рассказать именно про советский период. Стоит упомянуть, что в дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий. На них работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий главным образом в Петербурге и Москве, оснащенных ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше, чем 3 печатные машины, а на каждые 6 типографий - 1 наборная машина.
Октябрьская революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати.
К концу 1920 было национализировано 1042 типографии. Произвелась концентрация типографий и упразднение мелких предприятий. Началось создание полиграфических предприятий в республиках.
До 1940 года были построены крупные полиграфические предприятия, при этом главное внимание уделялось обеспечению технической базой газетной печати. Вступили в строй крупнейшие типографии во всех областных центрах страны. Созданы небольшие газетные типографии в районных центрах. Создание вначале 30-х гг. отечественного полиграфического машиностроения позволило не только оснастить полиграфической техникой новые предприятия, но и технически перевооружить многие давно действующие. Так, значительно были расширены и переоборудованы основные книжные предприятия.
В 1940 в СССР имелось 4784 предприятия полиграфии, на которых работало свыше 110 тыс. чел. По сравнению с 1913 средний тираж книги вырос более чем в 3 раза, а разовый тираж газеты - более чем в 10 раз.
После войны многие разрушенные типографии были восстановлены. Уже к марту 1949 насчитывалось около 6000 полиграфических предприятий, на которых работало 190 тыс. Чел., что значительно превышало довоенные показатели.
В СССР, начиная с послевоенных годов, существовали четкие государственные стандарты, которые определяли внешний вид упаковки для любого типа товара. В основном это было название без каких-либо дополнительных рисунков и изображений. Все что шло на внутренний рынок имело обертку из бумаги самого низшего качества, тогда как экспортная продукция выглядели презентабельно и качественно. Тогда даже не было речи о том, чтобы обеспечить качественное изготовление каталогов, которые уже были популярны в европейских странах.
Уровень советского полиграфического производства того времени характеризуется внедрением передовой техники и технологии, механизацией основных и вспомогательных процессов, комплексной механизацией участков, цехов и в целом предприятий, автоматизацией ряда процессов и участков.
Однако в девяностых годах ситуация стала постепенно меняться, так как отечественная полиграфия начала развиваться быстрыми темпами. Так как произошло резкое вливание иностранных капиталов и товаров на наш рынок, то конкуренция возросла, и понадобились новые пути привлечения покупателей. Немаловажную роль в этом сыграла красивая упаковка, те фирмы, которые не вкладывали деньги в презентабельный вид своей продукции, попросту разорились. Так изготовление буклетов, обертки и прочей рекламной продукции помогло многим производителям остаться на плаву и выжить в условиях перестроечного режима.
Закончив с подвалом мы поднялись на первый этаж и продолжили исследовать типографию. По мимо подвала здесь 4 этажа и само здание довольно большое. На каждом этаже мы находили станки, материалы для печати, краски и мини мастерские.
Чем дальше мы исследовали типографию тем в больший шок я погружался. Страшно подумать сколько все это стоило в то время.
Но ладно расходники и мебель, нам начали попадаться станки и оборудование, которое стоит уж точно дороже чем краски и бумага. Если типография обанкротилась, то почему хотя не продали оборудование? Это остается загадкой.
А сюда видимо подъезжали фуры и грузили готовую продукцию. Тут же мы нашли несколько ручных вилочных погрузчиков.
Я потратил не мало времени, чтобы найти историю конкретно этой типографии. Мне удалось узнать, что она была основана еще в 1919 году. В 1920 государство выкупило здание и первым руководителем этой типографии был некто Рихард Зариньш.
Предприятие в первую очередь занималось печатанием государственных бумаг, это была его приоритетная задача.
Типографии не запрещали выполнять также заказы частных лиц или других стран, однако в уставе особо оговаривалось, что предпочтение всегда отдается государственному заказу Латвии.
В первую очередь штампом государственных бумаг было изготовление и печать банкнот, почтовых марок, налоговых марок, бланков долговых обязательств и государственных учреждений и акций предприятий, лотерейных билетов. Оборудование для печати государственных бумаг могло печатать также книги и журналы, что в 20-30-е годы на художественно и технически высококачественном уровне тоже имело спрос. В то же время в уставе подчеркивалось, что «способы изготовления казначейских знаков, ценных бумаг, изготавливаемых под штампом государственных бумаг, не подлежат разглашению».
Мне так же удалось найти информацию об этом месте за период СССР.
За 1967г. Есть архивный документ, где говорится о том, что в целях более рационального использования площадей и оборудования, два предприятия «Образцовая типография» и «Рижская фабрика цветной печати» были объединены в одно, которое назвали «Рижская образцовая типография».
Она выполняла государственные заказы на выпуск печатной продукции, а также заказы министерства здравоохранения и предприятий пищевой промышленности Латвийской ССР на изготовление этикеточной продукции.
Вплоть до развала СССР ни название и род деятельности типографии не менялся.
В 90ых годах здесь снова печатали Латвийские деньги, марки и другие государственно важные документы, но в конце 90ых типографию отдали на приватизацию, и ее богатая история постепенно подошла к концу.
Продолжая исследовать помещения мы находили все больше и больше материалов и станков.
В конце мы зашли в пожалуй самую интересную комнату в которой находилась огромная печатная машина сделанная в Ленинграде в 1972 году. Я пытался найти информацию в интернете по этой машине, но к сожалению так ничего и нашел и не смог до конца понять ее предназначение. Так же в этой комнате были ящики со шрифтами, в каждой коробке лежал набор букв и цифр. Вот так раньше меняли шрифт, не то что сейчас:)
Почему же она обанкротилась?
Время и научно-технический прогресс неумолимо бежит вперёд: меняются запросы потребителей, появляются заказы нового профиля, меняются стандарты и требования, разрабатывается и внедряется более функциональное, удобное и компактное оборудование.
Естественно, чтобы соответствовать требованиям времени, типография должна проводить постоянную модернизацию. Старые станки хоть и могут делать часть работы по сей день, но требованиям времени они уже не соответствуют.
Почему центральная типография Риги обанкротилась мне трудно сказать. Возможно, не было спроса на продукцию и прибыль не позволяла проводить модернизацию. Может новые частные владельцы оказались не самыми хорошими руководителями. Гадать не вижу смысла, факт на лицо, огромное производство уже который год покрывается пылью и привлекает любителей заброшенных мест. Забросили его предположительно в 2008-2009 году, а не разворовали, как я думаю лишь потому, что входы и выходы просматриваются жильцами стоящих рядом домов и вывезти, например тот же станок незамеченным, просто невозможно. И это действительно радует, потому что очень многие подобные места в любой стране, если доступ туда открыт, разворовываются любителями наживы очень быстро.
Если вам было интересно, предлагаю посмотреть полноценное видео с этого места.