Найти тему

Огромная заброшенная типография с кучей оборудования и материалов

Я отправился в центральную типографии Риги, которая некогда была главной в столице Латвии. Она занимает огромное старинное здание 19 века и имеет богатую историю. Но что с ней произошло, почему все оборудование стоит тут до сих пор? Краски, расходники, материалы, десятки станков производства СССР и Германии вместо того, чтобы работать, покрываются пылью. Присаживайтесь поудобней, мы отправляемся на исследование «Рижской образцовой типографии».

-2

Можно сказать, что в самом начале нашего исследования нам повезло, залаз находится рядом с жилым домом и пожилой мужчина сразу заметил нас и спросил кто мы такие и что здесь делаем, мы объяснили что мы фотографы, я показал большую камеру и к нашему удивлению он не стал вызывать полицию и выгонять нас с территории.

-3

Найдя вход в подвал мы начали исследование именно с него. На стенах периодически попадались датчики движения и мы не знали, работают они или нет. Некоторое время назад точно работали, поэтому мы были максимально осторожны. Подвал порадовал нас большим количеством различных предметов и артефактов прошлого, главную ценность из которых представляли различные станки для обработки металла и дерева. Видимо здесь изготавливали клише и другие предметы для типографии.

Вход в подвал с улицы
Вход в подвал с улицы
Большая лампа, возможно для уличного освещения?
Большая лампа, возможно для уличного освещения?
Станки в подвале
Станки в подвале
Станки в подвале
Станки в подвале
Гвозди для пистолета
Гвозди для пистолета
Циркулярная плита
Циркулярная плита
Станки в подвале
Станки в подвале
Станки в подвале
Станки в подвале
Склад с кучей ламп
Склад с кучей ламп
У меня когда-то был похожий
У меня когда-то был похожий
Датчики стоят во многих комнатах, но судя по всему уже не работают
Датчики стоят во многих комнатах, но судя по всему уже не работают
Пей войду и выиграй БМВ
Пей войду и выиграй БМВ

В одной из комнат подвала мы нашли огромный пресс немецкого производства, сколько ему лет неизвестно, но вероятно около 100.

-16

В этот момент в видео, я рассказал короткую историю советской полиграфии, поэтому считаю важным упомянуть и здесь об этом.

История советской полиграфии уходит корнями далеко во времена Петра Первого, но я постараюсь коротко рассказать именно про советский период. Стоит упомянуть, что в дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий. На них работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий главным образом в Петербурге и Москве, оснащенных ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше, чем 3 печатные машины, а на каждые 6 типографий - 1 наборная машина.

-17

Октябрьская революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати.

К концу 1920 было национализировано 1042 типографии. Произвелась концентрация типографий и упразднение мелких предприятий. Началось создание полиграфических предприятий в республиках.

До 1940 года были построены крупные полиграфические предприятия, при этом главное внимание уделялось обеспечению технической базой газетной печати. Вступили в строй крупнейшие типографии во всех областных центрах страны. Созданы небольшие газетные типографии в районных центрах. Создание вначале 30-х гг. отечественного полиграфического машиностроения позволило не только оснастить полиграфической техникой новые предприятия, но и технически перевооружить многие давно действующие. Так, значительно были расширены и переоборудованы основные книжные предприятия.

-18

В 1940 в СССР имелось 4784 предприятия полиграфии, на которых работало свыше 110 тыс. чел. По сравнению с 1913 средний тираж книги вырос более чем в 3 раза, а разовый тираж газеты - более чем в 10 раз.

После войны многие разрушенные типографии были восстановлены. Уже к марту 1949 насчитывалось около 6000 полиграфических предприятий, на которых работало 190 тыс. Чел., что значительно превышало довоенные показатели.

В СССР, начиная с послевоенных годов, существовали четкие государственные стандарты, которые определяли внешний вид упаковки для любого типа товара. В основном это было название без каких-либо дополнительных рисунков и изображений. Все что шло на внутренний рынок имело обертку из бумаги самого низшего качества, тогда как экспортная продукция выглядели презентабельно и качественно. Тогда даже не было речи о том, чтобы обеспечить качественное изготовление каталогов, которые уже были популярны в европейских странах.

Уровень советского полиграфического производства того времени характеризуется внедрением передовой техники и технологии, механизацией основных и вспомогательных процессов, комплексной механизацией участков, цехов и в целом предприятий, автоматизацией ряда процессов и участков.

Однако в девяностых годах ситуация стала постепенно меняться, так как отечественная полиграфия начала развиваться быстрыми темпами. Так как произошло резкое вливание иностранных капиталов и товаров на наш рынок, то конкуренция возросла, и понадобились новые пути привлечения покупателей. Немаловажную роль в этом сыграла красивая упаковка, те фирмы, которые не вкладывали деньги в презентабельный вид своей продукции, попросту разорились. Так изготовление буклетов, обертки и прочей рекламной продукции помогло многим производителям остаться на плаву и выжить в условиях перестроечного режима.

-19

Закончив с подвалом мы поднялись на первый этаж и продолжили исследовать типографию. По мимо подвала здесь 4 этажа и само здание довольно большое. На каждом этаже мы находили станки, материалы для печати, краски и мини мастерские.

-20
-21
-22
-23
-24

Чем дальше мы исследовали типографию тем в больший шок я погружался. Страшно подумать сколько все это стоило в то время.

-25
-26
-27
-28
-29
-30

Но ладно расходники и мебель, нам начали попадаться станки и оборудование, которое стоит уж точно дороже чем краски и бумага. Если типография обанкротилась, то почему хотя не продали оборудование? Это остается загадкой.

-31
-32

А сюда видимо подъезжали фуры и грузили готовую продукцию. Тут же мы нашли несколько ручных вилочных погрузчиков.

-33

Я потратил не мало времени, чтобы найти историю конкретно этой типографии. Мне удалось узнать, что она была основана еще в 1919 году. В 1920 государство выкупило здание и первым руководителем этой типографии был некто Рихард Зариньш.

Предприятие в первую очередь занималось печатанием государственных бумаг, это была его приоритетная задача.

Типографии не запрещали выполнять также заказы частных лиц или других стран, однако в уставе особо оговаривалось, что предпочтение всегда отдается государственному заказу Латвии.

В первую очередь штампом государственных бумаг было изготовление и печать банкнот, почтовых марок, налоговых марок, бланков долговых обязательств и государственных учреждений и акций предприятий, лотерейных билетов. Оборудование для печати государственных бумаг могло печатать также книги и журналы, что в 20-30-е годы на художественно и технически высококачественном уровне тоже имело спрос. В то же время в уставе подчеркивалось, что «способы изготовления казначейских знаков, ценных бумаг, изготавливаемых под штампом государственных бумаг, не подлежат разглашению».

-34

Мне так же удалось найти информацию об этом месте за период СССР.

За 1967г. Есть архивный документ, где говорится о том, что в целях более рационального использования площадей и оборудования, два предприятия «Образцовая типография» и «Рижская фабрика цветной печати» были объединены в одно, которое назвали «Рижская образцовая типография».

Она выполняла государственные заказы на выпуск печатной продукции, а также заказы министерства здравоохранения и предприятий пищевой промышленности Латвийской ССР на изготовление этикеточной продукции.

Вплоть до развала СССР ни название и род деятельности типографии не менялся.

В 90ых годах здесь снова печатали Латвийские деньги, марки и другие государственно важные документы, но в конце 90ых типографию отдали на приватизацию, и ее богатая история постепенно подошла к концу.

-35

Продолжая исследовать помещения мы находили все больше и больше материалов и станков.

-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42

В конце мы зашли в пожалуй самую интересную комнату в которой находилась огромная печатная машина сделанная в Ленинграде в 1972 году. Я пытался найти информацию в интернете по этой машине, но к сожалению так ничего и нашел и не смог до конца понять ее предназначение. Так же в этой комнате были ящики со шрифтами, в каждой коробке лежал набор букв и цифр. Вот так раньше меняли шрифт, не то что сейчас:)

-43
-44
-45
-46
-47

Почему же она обанкротилась?

Время и научно-технический прогресс неумолимо бежит вперёд: меняются запросы потребителей, появляются заказы нового профиля, меняются стандарты и требования, разрабатывается и внедряется более функциональное, удобное и компактное оборудование.

Естественно, чтобы соответствовать требованиям времени, типография должна проводить постоянную модернизацию. Старые станки хоть и могут делать часть работы по сей день, но требованиям времени они уже не соответствуют.

Почему центральная типография Риги обанкротилась мне трудно сказать. Возможно, не было спроса на продукцию и прибыль не позволяла проводить модернизацию. Может новые частные владельцы оказались не самыми хорошими руководителями. Гадать не вижу смысла, факт на лицо, огромное производство уже который год покрывается пылью и привлекает любителей заброшенных мест. Забросили его предположительно в 2008-2009 году, а не разворовали, как я думаю лишь потому, что входы и выходы просматриваются жильцами стоящих рядом домов и вывезти, например тот же станок незамеченным, просто невозможно. И это действительно радует, потому что очень многие подобные места в любой стране, если доступ туда открыт, разворовываются любителями наживы очень быстро.

Если вам было интересно, предлагаю посмотреть полноценное видео с этого места.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц