Найти тему
Мои Бумажные Войска

Проект «Версаль». Шпага маршала Тюренна. Часть 2.

Здравствуйте друзья!

Хочу напомнить Вам, что в рамках своего проекта «Версаль» я реконструирую облик солдат Людовика XIV на период Голландской войны 1672-1678 годов. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.

Бумажные воины проекта "Версаль". Фото автора.
Бумажные воины проекта "Версаль". Фото автора.

В первой части статьи я начал рассказывать Вам о пехотных шпагах французской армии вышеуказанного периода. Мы узнали о возможных источниках снабжения солдат Короля этим оружием, и начали выяснять каким же оно было на самом деле. Очень важно знать конструкцию, геометрию, размеры эфесов и клинков для изготовления их миниатюрных копий для нашего проекта. Начали мы также знакомиться и с иконографическими источниками по интересующей нас теме.

Первая книга, которую мы с Вами уже рассмотрели – «Труды Марса» («Les travaux de Mars ou I’Art de la guerre divisé en 3 parties») Аллена Манессона-Малле, изданная в Париже в 1684 году. Хочу лишь дополнить уже сказанное.

Эта работа имеет огромную историческую ценность, являясь достаточно подробным справочником по военному делу, военным должностям в армии Людовика XIV. Книга включает структуру военных должностей/званий и связанных с ними обязанностей, описание строевых упражнений, теорию гарнизонной службы и, конечно же, необходимые примечания и, главное для нас – иллюстрации.

Обратите внимание на шпаги пикинёров. Открытые эфесы без защитных дужек.
Обратите внимание на шпаги пикинёров. Открытые эфесы без защитных дужек.

Определённый интерес представляет изображение холодного оружия в вышеуказанной книге, хотя тут Аллен Манессон-Малле отмечает, что это не строевое армейское оружие, а арсенал замка Шантийи, которым владел принц Конде.

Образцы холодного оружия из замка Шантийи в книге "Труды Марса".
Образцы холодного оружия из замка Шантийи в книге "Труды Марса".

Отмечу, что очень хочу в своём проекте максимально реалистично воссоздать облик и вооружение солдат Людовика XIV именно на 1672-1678 годы. Изобразить униформу и вооружение необходимо именно ТИПИЧНУЮ, так как, конечно, было множество различных вариантов в снабжении королевских войск. Те более, что в армии Людовика было значительное количество национальных швейцарских, валлонских, итальянских, немецких, английских полков.

Второй иконографический источник не оставляет никаких сомнений в достоверности. Если в первом источнике автор был военным инженером, то автор второго – боевой офицер, капитан полка «Шампань» - старейшего полка французской армии. С гордостью представляю Вам – Луи де Гайя, граф де Тревиль! Одна из его книг - «Traité des armes», 1678 («Трактат об армии»), по редакцией Луи IV де Кревана, маркиза д'Юмьера, маршала Франции.

На первом изображении солдат со шпагой в оборонительной позиции и образцы холодного оружия – Эспадон (не путать с эспадроном), сабля, ятаган (!!!), багинет (штык) и кинжал.

Солдат со шпагой из книги "Трактат об армии" Луи де Гайа, 1678 г.
Солдат со шпагой из книги "Трактат об армии" Луи де Гайа, 1678 г.

На втором изображении автор приводит «Мечи всевозможных моделей».

"Шпаги всех фасонов".
"Шпаги всех фасонов".

Здесь мы видим французскую дуэльную шпагу (опять же открытая гарда без защитной дужки) – (B), швейцарскую шпагу – (C), эсток – (D), испанскую шпагу – (E), меч-посох- (A) и охотничий нож(!!!) – (G).

Примечательно, что уже в двух источниках фигурируют тесаки с широким изогнутым лезвием, которые можно классифицировать как ФАЛЬШИОНЫ – средневековые кривые мечи. У меня есть гипотеза, что эти фальшионы широко применялись во французской армии в конце XVII, начале XVIII века. Но это уже другая история…

Третий источник - книга Йохана Георга Паши (1628-1678 г), немецкого мастера фехтования, называется «Kurtze Anieidung Wie der Baston A Deux Bous Das ist Jaegerstock». Издана в Лейпциге в 1670 году. В ней мастер делится приёмами боя с полукопьём, но нас, естественно, интересуют картинки.

Солдат с полупикой. 1670 год.
Солдат с полупикой. 1670 год.
 Примечательно, чем фехтуют в 1670 году, шпаги и фальшион из прошлых веков.
Примечательно, чем фехтуют в 1670 году, шпаги и фальшион из прошлых веков.
Обратите внимание на жюстокоры. Это самые ранние модели этой форменной одежды.
Обратите внимание на жюстокоры. Это самые ранние модели этой форменной одежды.

На данных изображениях мы видим, вероятно, солдат или офицеров, вооружённых полукопьём и шпагой с открытой гардой без дужки.

К слову, полукопьё или полупика является достойной альтернативой багинетам, вставляемым в ствол мушкета для защиты от кавалерийских атак. Имея и мушкет и полупику, мушкетёр получает превосходные боевые возможности, превышающие комплекс вооружения мушкет+багинет. Но это лишь моя гипотеза, возможно я ошибаюсь...

Итак, во всех трёх источниках явно прослеживается тенденция – пехотные шпаги 1670-х годов имели в большинстве своём открытую гарду без защитной дужки. Такие шпаги с незамкнутыми эфесами, иногда называют фламандскими.

Разновидности фламандских эфесов.
Разновидности фламандских эфесов.

Тем временем в нашей оружейной мастерской кипит работа. Для удобства ручной обработки, хвостовики заготовок загибаются на 90 градусов и обматываются изолентой.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Надфилем формируются лезвия клинков, они становятся в сечении линзовидными. Затем на точильных камнях различной зернистости поверхность клинка шлифуется. Полировка клинков проводится двумя способами – сначала острым стальным лезвием под 90 градусов, затем полировальной пастой.

Фото автора.
Фото автора.

С помощью надфиля оформляется хвостовик шпаги, который в нашем случае, будет служить основой для рукояти эфеса.

Фото автора.
Фото автора.

На хвостовик наматываем тонкую медную проволоку.

Фото автора.
Фото автора.

С помощью паяльника покрываем её тонким слоем олова. Для полной готовности шпаги осталось сделать навершие и гарду.

Продолжение следует. Всем добра!