Здравствуйте друзья!
Хочу напомнить Вам, что в рамках своего проекта «Версаль» я реконструирую облик солдат Людовика XIV на период Голландской войны 1672-1678 годов. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.
В первой части статьи я начал рассказывать Вам о пехотных шпагах французской армии вышеуказанного периода. Мы узнали о возможных источниках снабжения солдат Короля этим оружием, и начали выяснять каким же оно было на самом деле. Очень важно знать конструкцию, геометрию, размеры эфесов и клинков для изготовления их миниатюрных копий для нашего проекта. Начали мы также знакомиться и с иконографическими источниками по интересующей нас теме.
Первая книга, которую мы с Вами уже рассмотрели – «Труды Марса» («Les travaux de Mars ou I’Art de la guerre divisé en 3 parties») Аллена Манессона-Малле, изданная в Париже в 1684 году. Хочу лишь дополнить уже сказанное.
Эта работа имеет огромную историческую ценность, являясь достаточно подробным справочником по военному делу, военным должностям в армии Людовика XIV. Книга включает структуру военных должностей/званий и связанных с ними обязанностей, описание строевых упражнений, теорию гарнизонной службы и, конечно же, необходимые примечания и, главное для нас – иллюстрации.
Определённый интерес представляет изображение холодного оружия в вышеуказанной книге, хотя тут Аллен Манессон-Малле отмечает, что это не строевое армейское оружие, а арсенал замка Шантийи, которым владел принц Конде.
Отмечу, что очень хочу в своём проекте максимально реалистично воссоздать облик и вооружение солдат Людовика XIV именно на 1672-1678 годы. Изобразить униформу и вооружение необходимо именно ТИПИЧНУЮ, так как, конечно, было множество различных вариантов в снабжении королевских войск. Те более, что в армии Людовика было значительное количество национальных швейцарских, валлонских, итальянских, немецких, английских полков.
Второй иконографический источник не оставляет никаких сомнений в достоверности. Если в первом источнике автор был военным инженером, то автор второго – боевой офицер, капитан полка «Шампань» - старейшего полка французской армии. С гордостью представляю Вам – Луи де Гайя, граф де Тревиль! Одна из его книг - «Traité des armes», 1678 («Трактат об армии»), по редакцией Луи IV де Кревана, маркиза д'Юмьера, маршала Франции.
На первом изображении солдат со шпагой в оборонительной позиции и образцы холодного оружия – Эспадон (не путать с эспадроном), сабля, ятаган (!!!), багинет (штык) и кинжал.
На втором изображении автор приводит «Мечи всевозможных моделей».
Здесь мы видим французскую дуэльную шпагу (опять же открытая гарда без защитной дужки) – (B), швейцарскую шпагу – (C), эсток – (D), испанскую шпагу – (E), меч-посох- (A) и охотничий нож(!!!) – (G).
Примечательно, что уже в двух источниках фигурируют тесаки с широким изогнутым лезвием, которые можно классифицировать как ФАЛЬШИОНЫ – средневековые кривые мечи. У меня есть гипотеза, что эти фальшионы широко применялись во французской армии в конце XVII, начале XVIII века. Но это уже другая история…
Третий источник - книга Йохана Георга Паши (1628-1678 г), немецкого мастера фехтования, называется «Kurtze Anieidung Wie der Baston A Deux Bous Das ist Jaegerstock». Издана в Лейпциге в 1670 году. В ней мастер делится приёмами боя с полукопьём, но нас, естественно, интересуют картинки.
На данных изображениях мы видим, вероятно, солдат или офицеров, вооружённых полукопьём и шпагой с открытой гардой без дужки.
К слову, полукопьё или полупика является достойной альтернативой багинетам, вставляемым в ствол мушкета для защиты от кавалерийских атак. Имея и мушкет и полупику, мушкетёр получает превосходные боевые возможности, превышающие комплекс вооружения мушкет+багинет. Но это лишь моя гипотеза, возможно я ошибаюсь...
Итак, во всех трёх источниках явно прослеживается тенденция – пехотные шпаги 1670-х годов имели в большинстве своём открытую гарду без защитной дужки. Такие шпаги с незамкнутыми эфесами, иногда называют фламандскими.
Тем временем в нашей оружейной мастерской кипит работа. Для удобства ручной обработки, хвостовики заготовок загибаются на 90 градусов и обматываются изолентой.
Надфилем формируются лезвия клинков, они становятся в сечении линзовидными. Затем на точильных камнях различной зернистости поверхность клинка шлифуется. Полировка клинков проводится двумя способами – сначала острым стальным лезвием под 90 градусов, затем полировальной пастой.
С помощью надфиля оформляется хвостовик шпаги, который в нашем случае, будет служить основой для рукояти эфеса.
На хвостовик наматываем тонкую медную проволоку.
С помощью паяльника покрываем её тонким слоем олова. Для полной готовности шпаги осталось сделать навершие и гарду.
Продолжение следует. Всем добра!