Найти в Дзене

Почему "Лже"-Дмитрий Пожарский выбрал Казанскую икону в качестве войсковой.

В свете новейшей реконструкции эпохи Великой Смуты возникает вопрос по Казанской иконе: каким был резон «Лже»-Дмитрия «Пожарского» назначать её главной войсковой иконой в своём ополчении? Согласно традиционной кривдоверсии, в 1516 г. посол В.А. Коробов привёз из Константинополя в Москву икону Богородицы для великого князя Василия III. Во времена царя Алексея Михайловича эта икона хранилась в Московском Кремле, причём источник 1666 г. называет её «Казанской» за сходство иконографии с явленным Казанским образом, чья иконография была к тому времени уже широко известна. В ходу была легенда о том, что после пожара в Казани в 1579 г., уничтожившего часть города, некой десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. Сказано — сделано: в указанном месте Матрона нашла икону. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 г. — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской церкви. А на месте явления иконы по указу Ивана Грозного был построен Богородицкий деви

В свете новейшей реконструкции эпохи Великой Смуты возникает вопрос по Казанской иконе: каким был резон «Лже»-Дмитрия «Пожарского» назначать её главной войсковой иконой в своём ополчении?

БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ С ЧУДЕСАМИ (XVIII в.). Фото 2015 г.
Хранится в Историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Переславля-Залесского. Относится к сокращённому варианту Одигитрии, восходящей к творчеству апостола Луки, писавшего на дощечках прижизненные портреты княгини Марии-"Богородицы" в конце XII - нач. XIII вв. и положившего начало традициям иконописи. Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Исус Христос. Младенец представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ С ЧУДЕСАМИ (XVIII в.). Фото 2015 г. Хранится в Историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Переславля-Залесского. Относится к сокращённому варианту Одигитрии, восходящей к творчеству апостола Луки, писавшего на дощечках прижизненные портреты княгини Марии-"Богородицы" в конце XII - нач. XIII вв. и положившего начало традициям иконописи. Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Исус Христос. Младенец представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.

Согласно традиционной кривдоверсии, в 1516 г. посол В.А. Коробов привёз из Константинополя в Москву икону Богородицы для великого князя Василия III. Во времена царя Алексея Михайловича эта икона хранилась в Московском Кремле, причём источник 1666 г. называет её «Казанской» за сходство иконографии с явленным Казанским образом, чья иконография была к тому времени уже широко известна. В ходу была легенда о том, что после пожара в Казани в 1579 г., уничтожившего часть города, некой десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. Сказано — сделано: в указанном месте Матрона нашла икону. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 г. — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской церкви. А на месте явления иконы по указу Ивана Грозного был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона.
Принято считать, что московская и казанская иконы — разные. Однако даже среди исследователей кривдоромановского толка ещё в XIX в. не было единства мнений относительно мест пребывания подлинников этих икон, с которых были сделаны многочисленные списки.

В рамках Новейшей Фундаментальной Реконструкции мировой истории, построенной мною в последние годы, можно предположить следующую историю Казанской иконы.
В книге «Разоблачение пророков и царей», в главе о крымских квазигосударствах, было высказано предположение, что до страшной силы землетрясения 1509 г. не существовало ни города на Босфоре, ни даже самогó пролива Босфор. Разрыв суши был вызван как раз землетрясением.

Образовалась удобная бухта, по обеим берегам которой и возникла столица будущей Османской Турции — город Истанбул, которому скалигеровские кривдовёрты ловко ввернули древнюю многовековую историю, ошибочно локализовав на его месте разрушенный за полвека до землетрясения Константинополь. Первым реальным правителем Атаманской Турции был султан Селим I (1465 — 1520). Точнее сказать, он был наместником Великого князя мировой Империи Василия III, правившего миром из столичного Суздаля, и приходился тому дальним родственником, поскольку Селим I — это фантомный дубликат князя Юрия «Ивановича» «Дмитровского». В традиционной кривдоверсии Василий III и Юрий Дмитровский считаются родными братьями и сыновьями Ивана III и Софьи Палеолог, однако мне удалось докопаться до генеалогических глубин русских царей и обнаружить, что это не так. Во-первых, Василий III Иванович приходился сыном не Ивану III, а его старшему сыну Ивану Ивановичу. Собственно, благодаря этому сыновнему старшинству после смерти царя Ивана III на трон взошли сначала Иван Иванович, а затем и его сын Василий. Несмотря на отчаянные интриги Софьи Палеолог, второй жены Ивана III, пытавшейся протащить на трон своего первенца Юрия «Ивановича» = Юрия Захарьевича Кошкина = Махмет-Аминя = Мехмед-Герая (1465 – 1523) = Нерона Клавдия Друза, который на самом деле не был родным сыном Ивану III, а был ребёнком от убитого Нерона Старшего = Халиля = Нур-Девлета Крымского = Захария Кошкина; царь брал в жёны не целомудренную гречанку, а беременную вдову своего убитого братца Юрия Васильевича, который в действительности был ему не братом. Но это длинная история, выходящая за рамки настоящего очерка о Москве. Гениальное прозрение, вскрытое в главе о казанских ханах, объясняет много событий в реальной русской истории. Нам сейчас важно понимать, что первый реальный турецкий султан Селим I = Юрий Захарьевич Кошкин — прародитель династии Романовых.
Так вот, этот прародитель, отец Романа Захарьина, из каких-то вассальных побуждений в 1516 г. преподносит своему православному властелину Василию III икону неизвестного письма, по стилю напоминающего известную к тому времени Одигитрию с Владимирским, Феодоровским и Смоленским списками.

ТРИ СПИСКА ОДИГИТРИИ.
1. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Подлинник. Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка». По оценкам искусствоведов, икона написана в XII в., предположительно, в Константинополе. И это редкий случай, когда с кривдоведами можно в принципе согласиться. Апостол Лука действительно написал икону в конце XII – начале XIII вв. Быть может, это даже произошло и на Руси, в Новгороде-на-Оке (который будет назван Константинополем лишь полтора столетия спустя). Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты. К древнейшей живописи XII в. относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. В настоящее время Владимирская икона выставлена для обозрения в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Фото 2015 г.
2. ФЁДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Фото 2015 г. Золотой оклад «той самой» Фёдоровской иконы, которой якобы благословила на царство инокиня Марфа своего сына Михаила. Хранится в Ипатьевском монастыре Костромы. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнажённая до колена левая ножка Младенца Христа.
3. СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Фото 2016 г. Интересна судьба этой восхитительной иконы в серебряном окладе, хранящейся в Музее истории православной веры в городке Чердынь на севере Пермского края. Сам музей был открыт в 2000 г. в здании бывшей и пустующей Успенской церкви. А предшественником Музея Веры был… Антирелигиозный музей, открытый ещё в 1929 г. Директором того музея стал И.А. Лунегов, председатель чердынского отделения союза воинствующих безбожников (!). Образно выражаясь, одной рукой он обильно разрушал храмы, а другой рукой собирал церковное имущество. Как правило, вся изъятая церковная утварь отправлялась на переплавку в Москву. И вот Лунегов пишет руководству письмо, сообщая, что всё, что можно было, уже из храмов забрали. Остались в Чердыни единственные иконы с окладами в 6 и 7 кг серебра - Смоленская икона Божией Матери и икона Воскресения Христова. Он убедительно просит оставить эти иконы в Чердыни, чтобы при создании антирелигиозного музея они были ярким примером тесной связи между буржуями и церковщиками. Московское руководство дало добро, и Смоленская икона с 6 кг серебра осталась на родине.
ТРИ СПИСКА ОДИГИТРИИ. 1. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Подлинник. Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка». По оценкам искусствоведов, икона написана в XII в., предположительно, в Константинополе. И это редкий случай, когда с кривдоведами можно в принципе согласиться. Апостол Лука действительно написал икону в конце XII – начале XIII вв. Быть может, это даже произошло и на Руси, в Новгороде-на-Оке (который будет назван Константинополем лишь полтора столетия спустя). Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты. К древнейшей живописи XII в. относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. В настоящее время Владимирская икона выставлена для обозрения в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Фото 2015 г. 2. ФЁДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Фото 2015 г. Золотой оклад «той самой» Фёдоровской иконы, которой якобы благословила на царство инокиня Марфа своего сына Михаила. Хранится в Ипатьевском монастыре Костромы. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнажённая до колена левая ножка Младенца Христа. 3. СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Фото 2016 г. Интересна судьба этой восхитительной иконы в серебряном окладе, хранящейся в Музее истории православной веры в городке Чердынь на севере Пермского края. Сам музей был открыт в 2000 г. в здании бывшей и пустующей Успенской церкви. А предшественником Музея Веры был… Антирелигиозный музей, открытый ещё в 1929 г. Директором того музея стал И.А. Лунегов, председатель чердынского отделения союза воинствующих безбожников (!). Образно выражаясь, одной рукой он обильно разрушал храмы, а другой рукой собирал церковное имущество. Как правило, вся изъятая церковная утварь отправлялась на переплавку в Москву. И вот Лунегов пишет руководству письмо, сообщая, что всё, что можно было, уже из храмов забрали. Остались в Чердыни единственные иконы с окладами в 6 и 7 кг серебра - Смоленская икона Божией Матери и икона Воскресения Христова. Он убедительно просит оставить эти иконы в Чердыни, чтобы при создании антирелигиозного музея они были ярким примером тесной связи между буржуями и церковщиками. Московское руководство дало добро, и Смоленская икона с 6 кг серебра осталась на родине.

Чуть позднее эта икона могла оказаться в Казани при следующих обстоятельствах. В 2020 г. мне удалось установить, что крайне набожный царь Иван Васильевич (не тот, что меняет профессию, а первая часть бумажной склейки «Ивана Грозного») в 1552 г. организовал свой знаменитый поход на Казань с целью вызволения своей законной супруги Анны-Сююмбике Романовны, украденной у него 15 лет назад своим единоутробным и её родным братом Никитой Захарьиным и вывезенной в Крым. Подробно эта гипотеза разработана в главе об истории Крыма эпохи Христа моей книги «Разоблачение пророков и царей».

Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань (В.Г. Худяков)
Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань (В.Г. Худяков)

Возможно, благодарный царь Иван Васильевич в знак вызволения своей супруги Анны-Сююмбике подарил Казани ценную икону, подаренную его отцу.
А в 1579 г. на верховном троне Империи царствовал Симеон Бек-Булатович = крымский хан Девлетгирей, 4-я часть склейки «Ивана Грозного», казнивший 3-ю часть — опричного царя Никиту Захарьина. Именно царь Симеон, судя по всему, основал в Казани девичью обитель в честь обретения ценной иконы. Вероятно, икона высоко ценилась Романовыми — судя по организованной ими на века вперёд традиции крестного хода с Казанской иконой. Чего не скажешь о царе «Лже»-Дмитрии «Пожарском», правнуке Василия III и сыне опальной царицы Анны-Сююмбике Романовны = Евдокии Сабуровой.
В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам «Лже»-Дмитрия, пытавшимся освободить столицу от европейских интервентов, засевших в Китай-городе. Сообщается, что казаки Трубецкого и Заруцкого встретили образ без должного почтения. Икона пробыла в Москве до начала зимы 1611-12 гг., после чего казанская дружина с иконой направилась в обратный путь в Казань. Весной 1612 г. они встретились с нижегородской дружиной, и икона была взята в полки Второго ополчения, а в Казань отправили её список. 22 октября 1612 г. с Казанской иконой ополчением Пожарского был взят Китай-город, и вскоре поляки сдали Кремль. После этой победы "Лже"-Дмитрий Пожарский изменил своё отношение к святыне и сделал её войсковой иконой.
В 1918 г. эта икона в драгоценном окладе была украдена из Казанского собора Москвы.

Красная площадь в 1910-е гг. Последние мирные годочки. Справа  за  ротой  солдат  виден  Казанский  собор  с  белыми  стенами.
Красная площадь в 1910-е гг. Последние мирные годочки. Справа за ротой солдат виден Казанский собор с белыми стенами.

В настоящее время её местонахождение неизвестно. В Казанском соборе находится её почитаемый список.
Такая вот история самой знаменитой русской иконы.

Продолжение следует.

В каждом русском сердце ты, моя Москва! | Лаборатория Исторических Прозрений | Дзен