Найти тему
джазовые пластинки

Приметы эпохи. Deep Groove и другие следы от печати - как по ним отличить оригинал?

Оглавление

Попавшая ко мне в руки пару месяцев назад любопытная копия альбома Джона Льюиса 'The Golden Striker' на Atlantic навела на мысль, что не лишним будет сообразить простой и понятный текст (-ы) с перечислением ключевых примет пластинок пятидесятых-шестидесятых-семидесятых годов. Приняв их на вооружение коллекционер в одно мгновение сможет отличать оригинальное американское издание пятидесятых от европейского переиздания семидесятых, не изучая тонкости оформления пластинок каждой из десятков звукозаписывающих компаний.

Та самая пластинка, имеющая много примет оригинального издания 1960 года (белый вентилятор, плотный текстурированный конверт, тиснение Stereo) и признаки переиздания (внутренний конверт с перечислением пластинок 1968 года и следы от пресса, характерные для конца шестидесятых)
Та самая пластинка, имеющая много примет оригинального издания 1960 года (белый вентилятор, плотный текстурированный конверт, тиснение Stereo) и признаки переиздания (внутренний конверт с перечислением пластинок 1968 года и следы от пресса, характерные для конца шестидесятых)

Поскольку в том случае значение имела связанная с печатью пластмассы заводская специфика, то в первую очередь поговорим о ней - так называемых 'pressing rings', кольцах разного диаметра и глубины, появляющихся при печати пластинок.

Пятидесятые

Очевидно, что первой декадой интересующей большинство коллекционеров пластинок с джазом являются пятидесятые, поэтому обзор стоит начать именно с середины века, оставив двадцатые-сороковые на совесть других исследователей пластмассы и шеллака. За бортом и все форматы вне привычного двенадцатидюймового LP.

Итак, если ваша пластинка была отпечатана в США в пятидесятые годы двадцатого века, то с вероятностью в 96.2% (очевидно не проверял, число выдумал сам) на ней присутствует deep groove. Проще некуда, правда?

Нюансам отличий одного дипгрува от другого в скором времени будет посвящен отдельный текст, сейчас же кратко напомню, что deep groove это канавка по кругу порядка семи дюймов в диаметре.

Будто специально для того, чтобы существовала сверхнаглядная иллюстрация этого явления некоторые пластинки выпускались с канавкой увеличенной ширины, как на фотографии ниже.

Ультра-широкий deep groove
Ультра-широкий deep groove

В некоторых случаях наличие канавки подчеркнуто дизайном этикеток, при этом зачастую подобное оформление мешает его рассмотреть как следует.

Примеры этикеток лейблов Atlantic, Contemporary, Columbia и RCA Victor - на каждом пятаке пусть и с трудом, но можно разглядеть deep groove. .
Примеры этикеток лейблов Atlantic, Contemporary, Columbia и RCA Victor - на каждом пятаке пусть и с трудом, но можно разглядеть deep groove. .

Одной из распространенных вариаций дипгрува, нуждающихся в обязательном упоминании, является вариант, отпечатанный на заводе Abbey - поклонникам джаза хорошо знакомы характерные следы (дополнительное углубление по центру, обычно лишь на одной стороне пластинки), ведь появляются они на пластинках лейблов Riverside, ARS, а также Prestige и его разных подразделений вроде Moodsville, Swingville и New Jazz.

Пластинка, отпечатанная на заводе Abbey - кроме deep groove присутствует и небольшое углубление по центру
Пластинка, отпечатанная на заводе Abbey - кроме deep groove присутствует и небольшое углубление по центру

Может показаться удивительным, но дипгрув присутствует на пластинках совершенно разных по музыкальному наполнению лейблов от Columbia и Decca (в первую очередь эстрада и классика) до Blue Note (исключительно джаз) и Vee Jay (ритм-энд-блюз и джаз).

Объяснение тому довольно простое - довольно ограниченное количество заводов по производству пластинок и соответствующего оборудования - считается, что канавка помогала крепко удерживать пластмассовую заготовку при впечатывании в нее стэмпера.

Важно отметить, что наличие deep groove условие обязательное, но вовсе не гарантирующее того, что пластинка была отпечатана в пятидесятых - канавка благополучно продолжила появляться и на выпущенных в следующем десятилетии пластинках.

На этом все?

Особый взгляд на вещи был лишь у Capitol и приобретенного ими в 1946 году завода по печати пластинок в Скрэнтоне, небольшом городке в штате Пенсильвания.

Пример этикетки лейбла Capitol с характерным кольцом (~ 38 мм в диаметре) по центру
Пример этикетки лейбла Capitol с характерным кольцом (~ 38 мм в диаметре) по центру

Пластинки Capitol умудрялись печатать без всяких дипгрувов - вместо глубокой канавки по центру пластинки можно увидеть кольцо (иногда углубление) значительно меньшего чем дипгрув диаметра.

Оно же, естественно, присутствует и на пластинках лейбла с другим дизайном этикеток.

Черные этикетки Capitol характерны для изданий середины десятилетия, радужный дизайн появился ближе к концу пятидесятых - на тех и других видны те же следы от пресса
Черные этикетки Capitol характерны для изданий середины десятилетия, радужный дизайн появился ближе к концу пятидесятых - на тех и других видны те же следы от пресса

Если же вы являетесь счастливым обладателем, скажем, оригинального издания совместного альбома Пегги Ли и Джорджа Ширинга 'Beauty And The Beat!', то можете смело попытаться утереть нос псевдознатоку, автору канала 'джазовые пластинки', ведь на нем виднеется недвусмысленный deep groove.

Слева оригинальное издание альбома, отпечатанное на заводе RCA Victor в Индианаполисе, справа классический пресс Capitol, случившийся несколько позднее
Слева оригинальное издание альбома, отпечатанное на заводе RCA Victor в Индианаполисе, справа классический пресс Capitol, случившийся несколько позднее

Тому есть любопытное объяснение - летом 1959 года рабочие предприятия в Скрэнтоне объявили забастовку и выпуск запланированных на этот период пластинок пришлось перенести на завод RCA Victor в Индианаполисе, на котором дипгрува ничуть не стеснялись. В сентябре же с сотрудниками в Скрэнтоне удалось договориться и тираж продолжился на привычном для Capitol месте - как видно на приведенной выше иллюстрации за это время успел несколько измениться и дизайн этикеток.

Шестидесятые

Если в пятидесятых существовало всего две вариации следов от печатного пресса, 'дипгрув' и 'кэпитоловский пресс', то в следующем десятилетии они не только претерпели некоторые изменения, но и появилось несколько новых, представляющих из себя смесь первых двух, вариантов.

В то время было принято решение избавиться от deep groove - характерным в этом отношении оказалась ключевая джазовая история шестидесятых, Impulse!. Лишь некоторая часть тиража самых первых выпусков лейбла могла похвастать глубокой канавкой - впоследствии она превратилась в кольцо того же диаметра.

Выпуск лейбла Impulse! приблизительно 1963 года с кольцом того же диаметра, что имеет традиционный deep groove
Выпуск лейбла Impulse! приблизительно 1963 года с кольцом того же диаметра, что имеет традиционный deep groove

Подобная трансформация происходила на протяжении десятилетия со множеством других лейблов - ниже приведены примеры этикеток альбомов двух других важных для коллекционеров джаза звукозаписывающих компаний.

Слева издания Prestige Swginville и Columbia с дипгрувом, справа - без
Слева издания Prestige Swginville и Columbia с дипгрувом, справа - без

Таким образом получается, что отсутствие deep groove и при этом наличие кольца такого же диаметра гарантирует, что пластинка была выпущена как минимум в шестидесятых, а возможно и значительно позже.

Ближе к концу шестидесятых дипгрув почти полностью исчез - издания с ним все еще встречались, однако скорее составляли своего рода исключения (прежде всего отличался тот же завод RCA Victor в Индианаполисе), как, скажем, в случае с приведенными ниже этикетками альбома певицы Кей Старр с Каунтом Бейси - варианты с дипгрувом и без него судя по всему являются равноценными изданиями 1968 года.

Этикетки альбом 'How About This!', выпущенного лейблом Paramount в 1968 году - слева пресс завода RCA Victor в Индианаполисе, справа выполненный компанией Monarch.
Этикетки альбом 'How About This!', выпущенного лейблом Paramount в 1968 году - слева пресс завода RCA Victor в Индианаполисе, справа выполненный компанией Monarch.

А что с 'кэпитоловским' вариантом?

Очевидно, что в подобной трансформации скрэнтоновский (завода Capitol) пресс не нуждался - он благополучно обходился без глубоких канавок еще в пятидесятых. Другое дело, что их систему вероятно подсмотрели другие и в первую очередь крупный завод MGM - предприятие печатало не только альбомы собственного лейбла и приобретенного Verve, но и многих других звукозаписывающих компаний, в том числе хорошо знакомых поклонникам джаза Atlantic и Riverside.

Этикетки пластинок, отпечатанных на заводе MGM в начале шестидесятых - их отличает 'скрэнтовский' оттиск по центру. Он несколько меньше, чем кэпитоловская отметка, порядка 31 мм в диаметре
Этикетки пластинок, отпечатанных на заводе MGM в начале шестидесятых - их отличает 'скрэнтовский' оттиск по центру. Он несколько меньше, чем кэпитоловская отметка, порядка 31 мм в диаметре

Произошло это в начале шестидесятых, однако параллельно продолжали выходить пластинки с deep groove - о первичности изданий до сих пор ведутся ожесточенные споры, подробнее о которых в одном из будущих исследований.

Сам же Capitol оставался верным прежнему способу печати - более того, в шестидесятых они выдали немало тиражей как для собственной почтовой рассылки Capitol Record Club, так и просто по заказу других компаний. Каждую из подобных пластинок можно отличить как по соответствующей надписи на этикетке и измененному каталожному номеру, так и уже хорошо знакомому оттиску.

Печать записей Verve, United Artists, Everest и Audio Fidelity, выполненная заводом Capitol
Печать записей Verve, United Artists, Everest и Audio Fidelity, выполненная заводом Capitol

Придумали ли что-то новое?

Ближе к концу десятилетия на одном из американских предприятий появился новый вариант оттиска от печатного пресса - по моему скромному предположению ответственен за него завод Presswell, знакомый большинству прежде всего по печати пластинок лейбла Atlantic.

След от прессов этого завода напоминал оба обсуждаемых варианта сразу - посередине виднелось кольцо а-ля пресс от Capitol, углубление же большего диаметра в некотором роде напоминало вариацию дипгрува.

Пример пластинки Atlantic, отпечатанной на заводе Presswell
Пример пластинки Atlantic, отпечатанной на заводе Presswell

Если в шестидесятых подобные издания попадались в первую очередь поклонникам Atlantic, то в последующих десятилетиях варианты с подобным оттиском стали распространены куда более широко.

Семидесятые

Примеров великое множество и приведу лишь малую часть из - очевидно, что это вовсе не означает, что все эти пластинки были отпечатаны на заводе Presswell, скорее некий тренд на смену оборудования для печати пластинок.

'Прессвелловский оттиск' на пластинках семидесятых (лейблы Xanadu, Jazzmania, Emarcy Jazz Series, Inner City).
'Прессвелловский оттиск' на пластинках семидесятых (лейблы Xanadu, Jazzmania, Emarcy Jazz Series, Inner City).

В семидесятых из использования (по крайней мере в США) окончательно вышли оставлявшие deep groove пресса - его полноценным преемником стало кольцо того же диаметра, что регулярно встречается на пластинках того десятилетия.

Несколько примеров пластинок без дипгрува семидесятых - лейблы Cobblestone, Strata-East, A&M и Embryo
Несколько примеров пластинок без дипгрува семидесятых - лейблы Cobblestone, Strata-East, A&M и Embryo

Самая же удивительная история случилась с оборудованием, принадлежащим RCA Victor - до самого конца шестидесятых на отпечатанных на заводах RCA пластинках виднелся характерный, относительно узкий дипгрув, однако на стыке декад от него внезапно отказались и новые пластинки получили вместо него небольшое кольцо по центру, ближе к тому, что устраивал сначала Capitol, а потом и MGM в начале шестидесятых.

Более того, примерно в этот же период времени RCA Victor впервые за много лет решились на кардинальную смену дизайна этикеток и отказались от самого известного логотипа музыкального мира, слушающей граммофон собачки.

Новые этикетки RCA Victor - слева еще вариант с дипгрувом, справа уже с новым маленьким оттиском по центру. Вариант с дипгрувом по всей видимости является более ранним.
Новые этикетки RCA Victor - слева еще вариант с дипгрувом, справа уже с новым маленьким оттиском по центру. Вариант с дипгрувом по всей видимости является более ранним.

Поскольку RCA печатали заказы поступавшие от великого множества других звукозаписывающих компаний, то и подобную отметку можно распознать на совершенно разных пластинках семидесятых от нового проекта Нормана Гранца Pablo до начинания Боба Тиле Flying Dutchman.

Этикетки пластинок с оттисками сигнализирующими о печати на заводах RCA
Этикетки пластинок с оттисками сигнализирующими о печати на заводах RCA

В случае с Black Jazz, например, подобная отметка отличает первые выпуски в стерео от более поздних квадрофонических.

Европейские издания

Все вышенаписанное никоим образом не соответствует европейским изданиям той поры - в большинстве случаев отличить их можно по недвусмысленным обозначениям страны изготовителя на этикетках, следы же от печати заметно отличаются.

Несколько примеров европейских изданий 1950-1960 годов
Несколько примеров европейских изданий 1950-1960 годов

Распространен, к примеру, своеобразный дипгрув примерно в 30 мм в диаметре - на иллюстрации выше он присутствует сразу на трех этикетках из четырех. Возможно под более пристальное изучение этой темы будет отведен один из будущих текстов.

В заключение

Возможно читая эти строки вы уже достали одну из своих пластинок с джазом и радостно потряхиваете ей, убедившись, что следы от пресса не соответствуют ни одному из приведенных выше вариантов - то не удивительно, учитывая какое количество пластмассы было выпущено за тот период времени.

Мне же хотелось обозначить несколько основных видов остающихся от пресса колец - не попал в список, к примеру, приведенный ниже вариант с двумя кольцами, несколько напоминающий прессвелловские издания. На деле же он использовался на заводе Abbey ориентировочно в 1963-1964 годах - с подобными следами можно встретить пластинки лейблов Time, Mainstream и Riverside.

Пятак с двумя кольцами - характерные для некоторых пластинок 1964 года, выпущенных на лейбле Time / Mainstream и даже Riverside
Пятак с двумя кольцами - характерные для некоторых пластинок 1964 года, выпущенных на лейбле Time / Mainstream и даже Riverside

Внимательные коллекционеры держат в коллекции и еще одну любопытную вариацию, встречающуюся на пластинках второй половины шестидесятых лейблов Impulse!, Liberty и некоторых других - на ней кроме обычного кольца а-ля дипгрув присутствует еще одно, совсем небольшое, диаметром чуть больше шпинделя.

Вариация с двумя кольцами - второе, совсем маленькое, диаметром чуть больше шпинделя
Вариация с двумя кольцами - второе, совсем маленькое, диаметром чуть больше шпинделя

Поскольку они все же составляют своего рода исключения да и вполне соответствуют общим представлениям о в рамках этого текста обсуждать их более подробно большого смысла не вижу.

И, наконец, небольшой временной график с обозначением семи основных появлявшихся при печати отметок.

-21

-22
-23