Попавшая ко мне в руки пару месяцев назад любопытная копия альбома Джона Льюиса 'The Golden Striker' на Atlantic навела на мысль, что не лишним будет сообразить простой и понятный текст (-ы) с перечислением ключевых примет пластинок пятидесятых-шестидесятых-семидесятых годов. Приняв их на вооружение коллекционер в одно мгновение сможет отличать оригинальное американское издание пятидесятых от европейского переиздания семидесятых, не изучая тонкости оформления пластинок каждой из десятков звукозаписывающих компаний.
Поскольку в том случае значение имела связанная с печатью пластмассы заводская специфика, то в первую очередь поговорим о ней - так называемых 'pressing rings', кольцах разного диаметра и глубины, появляющихся при печати пластинок.
Пятидесятые
Очевидно, что первой декадой интересующей большинство коллекционеров пластинок с джазом являются пятидесятые, поэтому обзор стоит начать именно с середины века, оставив двадцатые-сороковые на совесть других исследователей пластмассы и шеллака. За бортом и все форматы вне привычного двенадцатидюймового LP.
Итак, если ваша пластинка была отпечатана в США в пятидесятые годы двадцатого века, то с вероятностью в 96.2% (очевидно не проверял, число выдумал сам) на ней присутствует deep groove. Проще некуда, правда?
Нюансам отличий одного дипгрува от другого в скором времени будет посвящен отдельный текст, сейчас же кратко напомню, что deep groove это канавка по кругу порядка семи дюймов в диаметре.
Будто специально для того, чтобы существовала сверхнаглядная иллюстрация этого явления некоторые пластинки выпускались с канавкой увеличенной ширины, как на фотографии ниже.
В некоторых случаях наличие канавки подчеркнуто дизайном этикеток, при этом зачастую подобное оформление мешает его рассмотреть как следует.
Одной из распространенных вариаций дипгрува, нуждающихся в обязательном упоминании, является вариант, отпечатанный на заводе Abbey - поклонникам джаза хорошо знакомы характерные следы (дополнительное углубление по центру, обычно лишь на одной стороне пластинки), ведь появляются они на пластинках лейблов Riverside, ARS, а также Prestige и его разных подразделений вроде Moodsville, Swingville и New Jazz.
Может показаться удивительным, но дипгрув присутствует на пластинках совершенно разных по музыкальному наполнению лейблов от Columbia и Decca (в первую очередь эстрада и классика) до Blue Note (исключительно джаз) и Vee Jay (ритм-энд-блюз и джаз).
Объяснение тому довольно простое - довольно ограниченное количество заводов по производству пластинок и соответствующего оборудования - считается, что канавка помогала крепко удерживать пластмассовую заготовку при впечатывании в нее стэмпера.
Важно отметить, что наличие deep groove условие обязательное, но вовсе не гарантирующее того, что пластинка была отпечатана в пятидесятых - канавка благополучно продолжила появляться и на выпущенных в следующем десятилетии пластинках.
На этом все?
Особый взгляд на вещи был лишь у Capitol и приобретенного ими в 1946 году завода по печати пластинок в Скрэнтоне, небольшом городке в штате Пенсильвания.
Пластинки Capitol умудрялись печатать без всяких дипгрувов - вместо глубокой канавки по центру пластинки можно увидеть кольцо (иногда углубление) значительно меньшего чем дипгрув диаметра.
Оно же, естественно, присутствует и на пластинках лейбла с другим дизайном этикеток.
Если же вы являетесь счастливым обладателем, скажем, оригинального издания совместного альбома Пегги Ли и Джорджа Ширинга 'Beauty And The Beat!', то можете смело попытаться утереть нос псевдознатоку, автору канала 'джазовые пластинки', ведь на нем виднеется недвусмысленный deep groove.
Тому есть любопытное объяснение - летом 1959 года рабочие предприятия в Скрэнтоне объявили забастовку и выпуск запланированных на этот период пластинок пришлось перенести на завод RCA Victor в Индианаполисе, на котором дипгрува ничуть не стеснялись. В сентябре же с сотрудниками в Скрэнтоне удалось договориться и тираж продолжился на привычном для Capitol месте - как видно на приведенной выше иллюстрации за это время успел несколько измениться и дизайн этикеток.
Шестидесятые
Если в пятидесятых существовало всего две вариации следов от печатного пресса, 'дипгрув' и 'кэпитоловский пресс', то в следующем десятилетии они не только претерпели некоторые изменения, но и появилось несколько новых, представляющих из себя смесь первых двух, вариантов.
В то время было принято решение избавиться от deep groove - характерным в этом отношении оказалась ключевая джазовая история шестидесятых, Impulse!. Лишь некоторая часть тиража самых первых выпусков лейбла могла похвастать глубокой канавкой - впоследствии она превратилась в кольцо того же диаметра.
Подобная трансформация происходила на протяжении десятилетия со множеством других лейблов - ниже приведены примеры этикеток альбомов двух других важных для коллекционеров джаза звукозаписывающих компаний.
Таким образом получается, что отсутствие deep groove и при этом наличие кольца такого же диаметра гарантирует, что пластинка была выпущена как минимум в шестидесятых, а возможно и значительно позже.
Ближе к концу шестидесятых дипгрув почти полностью исчез - издания с ним все еще встречались, однако скорее составляли своего рода исключения (прежде всего отличался тот же завод RCA Victor в Индианаполисе), как, скажем, в случае с приведенными ниже этикетками альбома певицы Кей Старр с Каунтом Бейси - варианты с дипгрувом и без него судя по всему являются равноценными изданиями 1968 года.
А что с 'кэпитоловским' вариантом?
Очевидно, что в подобной трансформации скрэнтоновский (завода Capitol) пресс не нуждался - он благополучно обходился без глубоких канавок еще в пятидесятых. Другое дело, что их систему вероятно подсмотрели другие и в первую очередь крупный завод MGM - предприятие печатало не только альбомы собственного лейбла и приобретенного Verve, но и многих других звукозаписывающих компаний, в том числе хорошо знакомых поклонникам джаза Atlantic и Riverside.
Произошло это в начале шестидесятых, однако параллельно продолжали выходить пластинки с deep groove - о первичности изданий до сих пор ведутся ожесточенные споры, подробнее о которых в одном из будущих исследований.
Сам же Capitol оставался верным прежнему способу печати - более того, в шестидесятых они выдали немало тиражей как для собственной почтовой рассылки Capitol Record Club, так и просто по заказу других компаний. Каждую из подобных пластинок можно отличить как по соответствующей надписи на этикетке и измененному каталожному номеру, так и уже хорошо знакомому оттиску.
Придумали ли что-то новое?
Ближе к концу десятилетия на одном из американских предприятий появился новый вариант оттиска от печатного пресса - по моему скромному предположению ответственен за него завод Presswell, знакомый большинству прежде всего по печати пластинок лейбла Atlantic.
След от прессов этого завода напоминал оба обсуждаемых варианта сразу - посередине виднелось кольцо а-ля пресс от Capitol, углубление же большего диаметра в некотором роде напоминало вариацию дипгрува.
Если в шестидесятых подобные издания попадались в первую очередь поклонникам Atlantic, то в последующих десятилетиях варианты с подобным оттиском стали распространены куда более широко.
Семидесятые
Примеров великое множество и приведу лишь малую часть из - очевидно, что это вовсе не означает, что все эти пластинки были отпечатаны на заводе Presswell, скорее некий тренд на смену оборудования для печати пластинок.
В семидесятых из использования (по крайней мере в США) окончательно вышли оставлявшие deep groove пресса - его полноценным преемником стало кольцо того же диаметра, что регулярно встречается на пластинках того десятилетия.
Самая же удивительная история случилась с оборудованием, принадлежащим RCA Victor - до самого конца шестидесятых на отпечатанных на заводах RCA пластинках виднелся характерный, относительно узкий дипгрув, однако на стыке декад от него внезапно отказались и новые пластинки получили вместо него небольшое кольцо по центру, ближе к тому, что устраивал сначала Capitol, а потом и MGM в начале шестидесятых.
Более того, примерно в этот же период времени RCA Victor впервые за много лет решились на кардинальную смену дизайна этикеток и отказались от самого известного логотипа музыкального мира, слушающей граммофон собачки.
Поскольку RCA печатали заказы поступавшие от великого множества других звукозаписывающих компаний, то и подобную отметку можно распознать на совершенно разных пластинках семидесятых от нового проекта Нормана Гранца Pablo до начинания Боба Тиле Flying Dutchman.
В случае с Black Jazz, например, подобная отметка отличает первые выпуски в стерео от более поздних квадрофонических.
Европейские издания
Все вышенаписанное никоим образом не соответствует европейским изданиям той поры - в большинстве случаев отличить их можно по недвусмысленным обозначениям страны изготовителя на этикетках, следы же от печати заметно отличаются.
Распространен, к примеру, своеобразный дипгрув примерно в 30 мм в диаметре - на иллюстрации выше он присутствует сразу на трех этикетках из четырех. Возможно под более пристальное изучение этой темы будет отведен один из будущих текстов.
В заключение
Возможно читая эти строки вы уже достали одну из своих пластинок с джазом и радостно потряхиваете ей, убедившись, что следы от пресса не соответствуют ни одному из приведенных выше вариантов - то не удивительно, учитывая какое количество пластмассы было выпущено за тот период времени.
Мне же хотелось обозначить несколько основных видов остающихся от пресса колец - не попал в список, к примеру, приведенный ниже вариант с двумя кольцами, несколько напоминающий прессвелловские издания. На деле же он использовался на заводе Abbey ориентировочно в 1963-1964 годах - с подобными следами можно встретить пластинки лейблов Time, Mainstream и Riverside.
Внимательные коллекционеры держат в коллекции и еще одну любопытную вариацию, встречающуюся на пластинках второй половины шестидесятых лейблов Impulse!, Liberty и некоторых других - на ней кроме обычного кольца а-ля дипгрув присутствует еще одно, совсем небольшое, диаметром чуть больше шпинделя.
Поскольку они все же составляют своего рода исключения да и вполне соответствуют общим представлениям о в рамках этого текста обсуждать их более подробно большого смысла не вижу.
И, наконец, небольшой временной график с обозначением семи основных появлявшихся при печати отметок.