Найти в Дзене
За гранью истории

Ирина Гайдамачук: самая безжалостная женщина России

Она совершила 17 убийств и одно покушение… ее ж е р т в а м и были только старушки. И ни разу не раскаялась в содеянном, хотя всё признала. За Ириной Гайдамачук охотились 10 лет, но маньячка успешно избегала наказания, и из-за нее пострадала ни в чём не виновная полу-бродяжка.

Но почему Гайдамачук стала такой жестокой, что с ней произошло в детстве и в юности, что так повлияло на отношение к пожилым женщинам, немощным старушкам?

Ирина Машкина родилась в Свердловской области в 1972-м году. Когда девочке было 7 лет, семья переехала из Карпинска в Нягань, что в Ханты-Мансийском округе – там проживала бабушка Ирины.

Ира была вполне обычной, послушной дочерью, хорошо училась, любила читать, стала пионером. Семья тоже была благополучной. Но Ирине не давали карманных денег – именно это ее и раздражало. Будучи подростком, девочка хотела получать новые платья, портфель и косметику, но ей этого не покупали и денег не давали, ведь тогда карманные деньги для детей не были необходимостью: в советских школьных столовых и так кормили хорошо. В общем, Иру необходимость вымаливать денежку прямо бесила. Она научилась манипулировать и лгать. Интересно, что ей до самого ареста не приходило в голову то, что деньги на хорошую жизнь можно заработать – нет, она всегда их «добывала».

Иногда деньги давала бабушка, но только на мороженое и с условием, что девочка уберет квартиру и покажет хорошие оценки в дневнике. На настойчивые мольбы Иры бабушка не реагировала, и могла просто сказать "нет". Ира даже не думала, что у бабушки просто нет денег – ей казалось: старушка жадничает. Это ожесточало Иру. Родители же вообще никогда не давали ни копейки – это угнетало подростка еще больше.

Ире пришлось выучиться манипулировать бабушкой. Та любила группу «Битлз», и даже сама играла на пианино их музыку, держа перед собой сборник песен в черно-желтой обложке. Этим воспользовалась Ирина, заведя «песенник» и переписывая туда бабушкины любимые песни. Бабуля, увидев это, расщедрилась и дала денег на новые брючки.

А подросток еще больше стала ненавидеть бабушку, у которой «бочка денег, а она никому не дает». Ире было стыдно перед подружками за отсутствие новых вещей и самое главное, денег. Они скидывались на походы, вечеринки и подарки, а она не могла себе это позволить, и только надеялась, что кто-то из мальчиков заплатит и за нее.

Окончив школу, Ира поступила в институт, проучилась 2 курса и вышла замуж. Она выбрала мужчину гораздо старше себя – Петру Гайдамачуку было 44 года. Он жил вместе с пожилой матерью, и жена тоже поселилась в их квартире, пыталась стать хорошей хозяйкой, но у нее не получалось. Учебу Ира бросила.

Ирина Машкина- Гайдамачук
Ирина Машкина- Гайдамачук

Петру нравилась его молоденькая, но криворукая жена, которая не умела ни полы нормально помыть, ни обед вкусный приготовить. Ему было в принципе все равно, так как в доме заправляла его мать, которая, собственно, и готовила. Красивую жену Гайдамачук «держал» для удовольствия – о большем он и не мечтал. Но свекровь всегда пилила невестку, постоянно напоминая, что в любой момент может выставить Иру за дверь.

Ира родила дочь, но все равно свекровь ее учила, как жить, вырывала ребенка из рук. Правда, Ирине это было кстати, она оказалась плохой матерью, и постоянно искала случая «слинять» из дома. Потому случались скандалы, в которых Петр принимал сторону мамы. Ирина уходила по вечерам после каждой ссоры, и сидела в ближайшей забегаловке, угощаясь за счет случайных кавалеров. А те не могли пройти мимо яркой, эффектной девушки с пышной копной волос и немного вульгарным макияжем.

Так продолжалось до тех пор, пока у Иры не появилась зависимость. Теперь спиртное манило ее, и она сама стала устраивать ссоры, чтобы убежать куда-нибудь за очередной рюмкой. Муж тоже в это время запил – он потерял работу после рождения ребенка и сел на шею своей матери – свекрови. Та почувствовав власть, решила было диктовать правила, но уже не могла справиться с двумя пьяницами.

Иногда супруги что-то зарабатывали, но редко, ведь в 1990-е стабильные доходы были лишь у пенсионеров, и то нищенские. На воспитание ребенка требовались деньги, долги росли. Пришлось взять в долг у ростовщика, в залог супруги оставили паспорт Ирины. Сумма была внушительной – 4000 рублей – казалось бы, нужно раздать долги и искать работу. Но через несколько дней в доме снова случился скандал, во время которого Петр указал жене на дверь, а свекровь крикнула, чтобы Ирина и дочь забирала.

Блондинка Ирина
Блондинка Ирина

Где она скиталась с ребенком и без паспорта все это время, неизвестно. Дочь в итоге оказалась в приюте (по другим данным, свекровь забрала потом девочку обратно), а Ира стала "свободной". Через несколько месяцев она уехала из Нягани с молодым дальнобойщиком, который так влюбился , что решил сделать красавицу своей женой.

Юрий Кузнецов был родом из Красноуфимска, жил там в одной квартире со своей бабушкой. Он действительно женился на Ире (разумеется, неофициально, так как девушка еще не успела развестись с Гайдамачуком). Невестка понравилась бабушке, еще бы, она старалась быть идеальной женой. Вскоре Ира родила еще одного ребенка, тоже девочку. Жизнь складывалась хорошо, Ира научилась делать домашние дела, водила дочку в детсад, где общалась с другими мамочками. В общем, все как у всех: ничего плохого про Ирину ни бабушка, ни мать Юрия не помнили. Может, и ссорились они тогда. Но у кого не бывает скандалов?

Вторую дочь Ира тоже не особо любила, однако выполняла по отношению к ней обязанности матери. Когда дочь стала школьницей, мать даже возглавила родительский комитет, активно участвуя в жизни класса. Ира следила, чтобы дочь хорошо была одета, снабжена лучшими принадлежностями – в общем, «исполняла свои детские мечты, но на дочери». Постепенно Ирина научилась вязать – и дошло даже до того, что стала зарабатывать на вязании.

Юрий ушел из дальнобоя, стал работать личным шофером у кого-то из местных бизнесменов, зарабатывал хорошие деньги. Ирина нигде не работала, а дочка в основном находилась с бабушкой или в школе. Женщине порой становилось скучно, к тому же еще и муж стал ревнивым, и перестал давать деньги. Ире было известно лишь один выход из ситуации: она стала снова пить в окрестных барах, пока муж на работе.

Она воровала у мужа, у свекрови, потом стала занимать в долг у соседей. Ирина все равно шла в бар, где знакомилась с мужчинами и напивалась. Иногда ее отсутствия длились неделями. С одним из таких случайных мужчин она провела почти месяц, за который научилась клеить обои и штукатурить.

Дочка Ирины закончила 4 класса, и председатель родительского комитета, то бишь Ирина Гайдамачук, должен был собрать деньги на праздник для класса. Она собрала и пропала вместе с собранными средствами. Выпускного так и не было, родители названивали Ирине, но она не брала трубки. Когда вернулась из запоя, то сделала вид, что ничего особенного не случилось.

Однажды подруга сказала, что ищет человека, который побелил бы потолок в квартире матери. Ирина вызвалась сама. Сделала на удивление аккуратно, и стали появляться заказы. Она даже сама искала клиентов, подсаживалась к бабушкам на скамейках, заводила разговоры. Старушки, узнав, то улыбчивая девушка может помочь им поклеить обои, радостно звали ее к себе.

-4

В квартирах стариков Ирина иногда подворовывала что-то по мелочи, но пропажу не замечали. Но однажды Гайдамачук работала у бывшей учительницы, и когда та собиралась расплатиться с ремонтницей, то достала свою коробку с накоплениями. Ирина, увидев много купюр, загорелась желанием все присвоить. На следующий день ей нужно было лишь доклеить обои, и она наметила план, как украсть деньги.

Придя, попросила старушку налить чаю, та ушла на кухню, а Ирина нашла коробку. Но вдруг вернулась учительница, спросить, сколько сахара нужно… Застуканная с коробкой в руках, ремонтница схватила молоток, и ударила старушку. Молотила, пока не устала… Потом открыла коробку – а там оказалось лишь немного больше того, что Ирине должна была заплатить учительница за проделанный ремонт.

Ирина просто ушла из квартиры, а одинокую старушку нашли только спустя неделю, когда соседи заметили, что из квартиры идет странный запах. Гайдамачук поначалу боялась, что ее найдут, вернулась к прежней жизни, вязала на заказ и иногда пропадала в барах.

Прошло несколько месяцев. Ирина по каким-то делам пришла в гости к подруге. Но той дома не оказалось, зато открыла любопытная старушка-соседка. Она, на свою беду, пригласила Иру попить чаю, пока ждет подругу, та согласилась и зашла. Внезапно преступница схватила тяжелую статуэтку с полки и обрушила ее на голову повернувшейся к ней спиной старушке. Но такого адреналина, как в прошлый раз, уже не было. Да и больших денег у пенсионерки она не нашла.

Ирину стали манить убийства, она уже специально искала свои жертвы. К знакомым она с ремонтом уже не ходила, искала заказчиков по листовкам и объявлениям, заводила разговоры со старушками на лавочках, в магазинах и поликлиниках. Она предлагала свои услуги по ценам намного ниже рыночных, была вежливой, и внимательно слушала истории стариков. В общем, желающих «заключить контракт» с ремонтницей находилось немало.

Несколько раз было так, что Ирине не удавалось «соблазнить» намеченную старушку на ремонт, тогда она охотилась за ней. Выслеживала, узнавала про родственников и за день до того, как собиралась на убийство, вывешивала объявление на подъезде, мол, всем оставаться дома, так как будет обход коммунальных служб. В указанное время Ирина приходила к жертве, представлялась сотрудницей ЖЭКа и свободно заходила в квартиру.

Записка Ирины на двери подъезда. Фото - СУ СК РФ Свердловской области
Записка Ирины на двери подъезда. Фото - СУ СК РФ Свердловской области

Пока старушка наливала чай, Ирина выхватывала из сумки молоток и нападала. После 10 ударов жертвы обычно уже не подавали признаков жизни, но Ирина иногда колотила до тех пор, пока не устанет. Потом шла ставить чайник, неспешно пила чай, и только после этого обшаривала жилье бабушки. Забирала накопления (правда, мало у кого было больше 5-10 тысяч рублей), безделушки (их она сдавала в комиссионки) иногда брала и еду (как-то притащила домой ведерко с медом).

Юрий недоумевал, откуда у жены все это, он ревновал, и все чаще и чаще супруги скандалили. Жена могла неделю отсутствовать дома, а потом вела себя, будто в магазин бегала. Он не знал, где она бывает.

По городу уже ползли слухи о маньяке, убивающем старушек. Но никто и не думал, что это женщина. Ирина жила, будто ни в чем не бывало. Но одна из ее жертв выжила. Маньячка поторопилась с убийством, не дождавшись, пока полная пожилая женщина впустит ее в квартиру. Та стала спрашивать удостоверение работника соцслужбы, которым представилась Ирина, а преступница в нетерпении вытащила молоток и стала колотить им бабушку. Старушка закричала и на площадку выбежал сосед. Ирине пришлось ретироваться, на ходу засовывая молоток в сумку.

Потерпевшая выжила и описала «Блондинку с молотком». Вскоре в городе появился фоторобот преступницы, убивающей старушек, и кто-то заметил, что, мол, похожа она на Гайдамачук. Ирина потом перекрасила волосы в более темный цвет, впрочем, так сделала не только она, а еще полгорода блондинок, которым приходилось теперь то и дело предъявлять документы милиции.

Фоторобот Ирины
Фоторобот Ирины

Нужно было затаиться, но «душа маньячки» не выдержала, и Ирина пошла вновь на свое грязное дело. После убийства бабушки она закрыла окна и включила газ, понадеявшись на взрыв: так бы были уничтожены все улики. Но взрыва не произошло, бдительная соседка, у которой были ключи от квартиры, зашла, почувствовав запах газа и увидела труп. В другой раз Ирина подожгла шторы, но пожар поспособствовал тому, что тело нашли еще быстрее.

Конечно, не каждый ремонт Гайдамачук заканчивался убийством. Иногда она красила стены в подъездах, или действительно ремонтировала пожилым людям квартиры. Убивала, когда становилось скучно, не хотелось домой или старуха была особенно въедливая. После чего накрывала тело покрывалом и садилась пить чай. Ей нравилось, что квартира в ее распоряжении, и она может делать там что угодно в эти несколько часов.

Ирина считала себя «честной», так как после своих случайных романов возвращалась к дочери и мужу. Но однажды она провела ночь с неким Арманом (*вымышленное имя), который ее полюбил. Проведя ночь с мужчиной из Армении, Ирина разочаровалась в нем на утро, а ему, напротив, она показалась красавицей. Арман настоял, чтобы Ира записала его номер и сказал, чтобы звонила, если будут трудности.

Она и позвонила через пару дней с просьбой дать 500 рублей. Он дал, и они снова провели вечер вместе. Так и начался последний роман Ирины: она видела в нем лишь источник денег, а он влюбился…

Он тратил на нее деньги, не препятствовал любви Иры к алкоголю. Ей это было достаточно, плюс 500 рублей «в долг». Гайдамачук все так же развлекалась убийствами старушек. В 2008 году она оторвалась по полной, потеряв контроль за собой: убила двух бабушек в Екатеринбурге, потом одну в Дружинино, в поселке Ачит, в Серове и Нижнем Тагиле. Она уже не теряла время на выслеживание жертв, не втиралась в доверие, просто звонила в квартиры и представлялась работницей соцзащиты или ЖЭКа.

В Ачите бабушка заподозрила неладное, успев позвонить участковому. Пока тот ехал, Ирина успела забить бабушку молотком и уйти. Милиционер звонил в дверь бабушке, но ему никто не открыл, и тогда он ушел, а когда узнал, что пожилая женщина убита, то очень корил себя за несвоевременное реагирование. В Нижнем Тагиле жертвой Ирины стала мать замначальника ОВД. И через неделю «нашли» виновницу – полу-бродяжку Ирину Валееву, на которую повесили все убийства бабушек.

Полтора года, пока Валеева дожидалась суда, Гайдамачук никого не убивала. Но в 2010-м она сильно разругалась со свекровью, даже подралась с ней. Собрала вещи и ушла к соседу. Но через несколько дней позвонила Арману и тот пригласил ее к себе. Она теперь могла жить как хотела: он давал и деньги, и возможность выпивать. Но однажды ей позвонила старушка, которой она года 3 назад делала потолок, и попросила помочь с обоями.

Ирине эта пожилая женщина запомнилась – она хотела ее тогда убить, но помешал сын, который невовремя приехал в гости к матери. А теперь появился шанс убить, и маньячка приняла «вызов». Эта старушка оказалась сильной, никак не хотела умирать даже после 18 ударов молотком. Гайдамачук оттащила еще живую жертву в ванну и пустила воду… Через неделю Ирину, наконец-то, арестовали.

Блондинке с молотком за 9 с лишним лет удалось расправиться с 18-ю бабушками и совершить 19 краж (тех, что были доказаны). Одна жертва выжила. Интересно, что за все это время маньячка украла всего только около 50 тысяч рублей… и забрала 18 жизней.

О том, как задержали Ирину Валееву вместо Ирины Гайдамачук, что конкретно ей предъявляли и чем закончилась вся история блондинки с молотком ищите в следующей публикации.