Готовлю к публикации новый "монументальный" маршрут по улице Ленина в Перми: от Попова до Комсомольского проспекта. Первым объектом на маршруте стало утраченное панно "Наука" Степана и Елены Колюпановых. Настало время познакомиться с памятником Павлу Ивановичу Преображенскому, первооткрывателю пермской нефти.
Автором скульптурного портрета Павла Преображенского стал пермский художник Алексей Матвеев, создавший памятник А.С.Попову (установленному на другой стороне одноименной улицы) и фигуру фотографа в композиции "Пермяк - соленые уши" на перекрёстке ул. Ленина и Комсомольского проспекта.
У памятника непростая, но в целом счастливая судьба, как и у самого Павла Ивановича Преображенского. Обратите внимание на кусок породы в его левой руке: это явно не нефть. Это соль. И скульптура должна была называться "Памятник Павлу Ивановичу Преображенскому, первооткрывателю калия и нефти на Урале". И стоять она должна была не рядом с офисом "Лукойла", а в кампусе Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). На месте предполагаемого расположения памятника в кампусе был установлен камень, который и ныне там.
С инициативой установки памятника Преображенскому действительно выступил университет, в рамках подготовки празднования 100-летнего юбилея в 2016 году. В юбилейный год территорию кампуса должны были украсить сразу два памятника - меценату Николаю Мешкову и геологу, профессору Павлу Преображенскому.
Установка памятника на территории кампуса ПГНИУ была абсолютно логичной и обоснованной, поскольку важнейший эпизод биографии Преображенского был непосредственно связан с пермским университетом, а вот с компанией "Лукойл Пермь" ученый связан исключительно через нефть, поиском которой, к слову, он не занимался.
Можно сказать, университет спас Павлу Ивановичу жизнь. Гражданская война застала Павла Ивановича в Сибири, где он работал в Министерстве просвещения при правительстве Колчака. После разгрома колчаковской армии Павел Иванович был арестован и подвергнут суду. Ему грозила высшая мера наказания, но его коллеги из Геологического комитета, в частности профессор пермского университета Б.К. Поленов, обратились к Максиму Горькому с просьбой о защите. Писатель внял просьбе и послал Ленину телеграмму: «Ходатайствую о смягчении участи Преображенского, крупного геолога, нужного стране». Так он оказался в Пермском университете.
На "профессорском" портрете И.Романова мы также видим образец сильвинита (калийной соли) с Березниковского месторождения. Ее цвет и фактуру трудно с чем-то спутать.
Именно сильвинит, калийную соль искал и изучал Павел Иванович, будучи профессором Пермского университета. В этом деле ему несказанно везло, настолько, что он, по словам Константина Паустовского, "устал от удачи". В повести «Великан на Каме» есть короткая история о том, как Преображенскому надоело открывать пермские богатства. Рассказывает ее химик, случайный попутчик писателя, в вагоне поезда:
Вы спрашиваете, как могло Преображенскому надоесть это дело? Очень просто. Надо было выяснить площадь залегания калия. Преображенский пошел к югу, начал закладывать скважины через каждые 5 километров – пласт становился чем дальше, тем толще. Тогда Преображенский решил рыть скважины через 10 километров – все то же! А время, и немалое время, идет. Преображенский делает скачок в 25 километров до Березников – пласт еще богаче. Как вы думаете, – химик засмеялся, – есть от чего прийти в отчаяние? Преображенскому надоело рыть землю каждые 25 километров. Он рванулся на 50 километров к югу, к Чусовским Городкам… и наскочил на знаменитую уральскую нефть.
В воспоминаниях самого профессора Преображенского есть похожие слова:
Где ни задам скважину, всюду калий! На карте в сторонке мне бросились в глаза Городки, ну и велел там бурить. Калия-то не оказалось, бромные воды всё же нашлись, да ещё окаянная нефть.
История про открытие нефти на Западном Урале, несмотря на масштабные экономические и политические последствия, звучит как анекдот. Если бы памятник Преображенскому создавался по мотивам этого эпизода, вряд ли художник упустил бы возможность добавить в образ геолога толику юмора. И Павел Иванович мог бы выглядеть примерно как на фотографии ниже.
Однако в проекте Алексея Матвеева мы видим Преображенского серьезным, даже слегка усталым (вероятно от той самой удачи). Образ в меру торжественный, в меру повседневный. Не кабинетный ученый, геолог-поисковик сидит на вьючном ящике, держа в руках образец породы и полевой дневник. Эти атрибуты художник не выдумал, а изобразил максимально приближенно к аутентичным предметам - реликвиям, хранящимся в семье наследников.
Одет геолог тоже аутентично: костюм-тройка и сапоги – именно так он выглядел на многочисленных полевых фотографиях.
Он же был интеллигент – значит костюм обязателен. А дороги были такие, что без сапог никуда.
Из интервью с Алексеем Матвеевым.
Правда длиннополый сюртук, который мы видим в скульптурном образе, больше похож не на пиджак костюмной "тройки", а на форменный китель горного инженера.
Я начал работать, что называется, с "чистого листа", поскольку ничего не знал о нем. Не было никаких предварительных идей или ощущений. Образ собирался по частям. Фотографии Преображенского, похожей на памятник, не существует. В отличие от памятника Попову, который был создан по одному единственному снимку, в этом проекте документальных материалов было в избытке: фотографии, семейная переписка.
Очень помогли внуки Павла Ивановича - Наталья Юрьевна и Сергей Юрьевич Орловы. Они подсказывали, на каких фотографиях Павел Иванович был "похож на себя живого", а на каких нет. Я будто собирал пазл: выражение лица с одной фотографии, поворот головы с другой, элемент одежды с третьей.
Из интервью с Алексеем Матвеевым.
По словам Алексея Матвеева, он стремился изобразить момент научного открытия, но не в виде архимедовской "эврики", а как это обычно происходит в полях, когда образцы, цифры и линии на карте сами собой складываются в месторождение. Отец художника, всю жизнь проработавший в "Пермнефтегеофизике", рассказал, как это происходит на самом деле.
Открытие месторождения не похоже на победу на ринге. Внутренне ты ликуешь: да нашел, но все еще сомневаешься, ведь полную картину может дать только разработка. Поэтому я изобразил Павла Ивановича сидящим. Сидящая поза - более "мыслительная", все же помнят Родена. Но роденовский "мыслитель" - он ушедший в себя, а Преображенский - он от мира сего, он деятель.
Из интервью с Алексеем Матвеевым.
В 2016 году макет памятника был согласован с родственниками Павла Ивановича и утвержден оргкомитетом ПГНИУ. Было определено место
заложения монумента - на территории сквера около корпуса № 8, но, как часто бывает - не нашлось достаточного количества средств (юбилейный бюджет ПГНИУ был не мал, но не безразмерен). После окончания юбилея проект был отложен "в стол" на неопределенный срок.
Вернуть проект к жизни решили пермские нефтяники. Они взяли на себя расходы по изготовлению и установке памятника, но уже на новом месте - возле здания НГК "Лукойл-Пермь" на улице Ленина, 62. Образ решили не менять, и оставили Павла Ивановича как есть: с куском сильвинита в руке. Но надпись заменили на "первооткрывателя нефти и калия на Урале". Я бы на их месте вернул бы "калий" на первое место, а перед словом "нефти" дописал бы "окаянной".
Памятник был торжественно открыт 18 октября 2019 г. Высота бронзовой скульптуры составила 2,5 метра, вес около полутора тонн, постамент облицован гранитом.
В числе самых почетных гостей на церемонии выступили внуки и правнуки Преображенского, которые специально прилетели в Пермь из разных городов. Они вручили нефтяникам ценный подарок - молоток, с которым геолог почти не расставался во время работы.
Надо сказать, что на рендере и в момент установки композиция смотрелась весьма неплохо. Набивший оскомину в пермской архитектуре сайдинг создавал для небольшого памятника эффект минималистичного "экрана", визуально усиливая его объем и вес.
Но затем, постепенно, точнее стремительно - пространство перед зданием "Лукойла" заполнилось всевозможными мемориальными и арт-объектами, абсолютно не сочетающимися ни по форме, ни по смыслу. Видимо хотели достичь эффекта, чтобы в ландшафтном дизайне "ложка стояла".
Сегодня визуально "побыть наедине" с памятником П.И.Преображенскому жители и гости города не могут. В поле зрения и кадра неизбежно попадает объемная надпись "помним и гордимся", созданная к 75-летию Победы. И, хотя профессор Преображенский не был участником Великой Отечественной войны, эти слова вполне могут быть отнесены на его счет, поскольку благополучие Перми и Пермского края во многом обусловлено открытием калия и (окаянной) нефти Павлом Ивановичем Преображенским.