Сегодня пятница и пришло время для развлекательной истории из моего опыта.
Обратились ко мне таксисты. Целая династия таксистов из Марий Эл. Они приехали в Москву на заработки: отец семейства, сын и племянник. Поскольку люди они аккуратные, на работе не пьющие, работоспособные и на семью им отвлекаться не нужно, работали много и в таксопарке их ценили.
Начальство решило их поощрить: объявили, что наши таксисты могут выкупить машины, на которых работают. Всего за миллион и четыреста тысяч рублей, и деньги можно платить из заработка, только нужно отчислять каждый день.
Хотя, честно говоря, цена на автомобиль сильно завышена. Известно, что после того, как машина отработала в такси, ее продают по бросовым ценам. Но таксопарк преследовал свои цели - нужно было, чтобы хорошие работники остались привязанными к этому работодателю и чтобы машины содержались в наилучшем виде.
Ребята подписали договор и с энтузиазмом начали оплачивать свои машины. Когда до окончания выкупа оставалось доплатить 20 000 рублей, генеральный директор таксопарка решил пересмотреть условия договора и увеличить стоимость автомобилей ещё на 500 000. Платить почти два миллиона за то, что стоит от силы милллион - это явный обман. Таксисты обратились ко мне.
В данном юридическом деле первая мысль, которая приходит в голову - заставить таксопарк вернуть деньги, которые им выплатили. Но я предложила вариант нетривиальный - доплатить оставшиеся деньги и признать право собственности на автомобили в судебном порядке.
Дело осложнялось тем, что деньги таксисты переводили через свое приложение Яндекс-Такси. То есть фактически доказательств оплат у них никаких не сохранилось. Все платежи были в приложении, но после того, как мои доверители оплатили последний платеж таксопарку и мы направили досудебную претензию руководству, генеральный директор отключил моих подопечных от их личного кабинета в Яндекс-Такси.
Ситуация, казалось бы, патовая. Но выход всегда есть. Мы направляли массу запросов в Яндекс, в КИВИбанк и конце концов справедливость восторжествовала.
Отец семейства ходил со мной на все судебные заседания, внимательно слушал все мои реплики. Так как я уже знаю многих судей не первый год, то в заседаниях иногда шучу, иногда позволяю небольшие вольности.
В этом деле суд забыл отправить наши запросы в Яндекс Такси, и я посетовала на халатность помощника. Почему-то моего доверителя очень возмутило мое поведение, он решил, что я разозлила судью и теперь иск мы не выиграем. Человек малообразованный, не очень разбирается в правовых коллизиях, он решил, что судебное решение зависит от настроения судьи в очень большой степени, и ему нужен другой адвокат.
На следующее заседание он привел другого адвоката, а сам не пришел, стыдливо предположив, что мы сами разберемся между собой и я уступлю место его новому юристу.
В моей практике такое поведение клиента было в первый раз. Но обязательства перед ним я хотела выполнить до конца, тем более, что я понимала, что это заседание, похоже, будет последним. Второй адвокат попался тоже адекватный и на этом заседании мы отлично сыграли вместе - он мне поддакивал, я вела судью к решению. И мы выиграли.
Это было первое дело такого рода в России. Серьезный прецедент - теперь можно доказывать оплаты по договору не только платежными поручениями или чеками, но и электронными платежами.
С адвокатом мы иногда общаемся и помогаем друг другу. А вот с людьми непоследовательными предпочитаю не связываться, даже, если это клиенты и платят за услуги.