Наша новая статья - продолжение темы спонтанных покупок из ТГ. Там мы рассмотрели наше покупательское поведение со стороны инструментов маркетинга. Выяснилось, что большинство незапланированных трат происходят из-за триггеров, которые правильно расставляют маркетологи. Но ведь это далеко не все причины и каждый транжира это понимает.
Разумеется “два по цене одного” или “-50% только сегодня” чаще всего работают. Ведь попав в эту ловушку мы все равно чувствуем себя победителем. «Только вчера эти духи стоили 30к, а сегодня я взяла их за 15, прикиньте?! Хотя, если подумать, вообще не планировала тратить 15 тысяч…». Но иногда это не главный мотиватор.
Так давайте же копнем глубже и посмотрим, что в нашем поведении заставляет тратить сверх меры!
ТОП ПРИЧИН ИМПУЛЬСИВНЫХ ПОКУПОК
Импульсивную покупку от обычного, запланированного шоппинга отличают две вещи: то, как покупка совершалась и то, что мы ощущаем в результате.
Почти каждая импульсивная покупка заканчивается вопросом к самой себе: “а зачем я это вообще купила?”. И ответ, как правило, найти сложно.
Говоря об эмоциональной оценке - такие покупки не приносят ничего положительного. Вроде и купила желанное, а ощущения - тревожность и вина.
Причин может быть несколько:
- Способ себя порадовать;
Порой пробраться через джунгли депрессивных будней сложнее, чем кажется. Особенно, если нет причин радоваться. И когда приходит идея найти эту самую радость среди прилавков с брендовыми сумочками - решение рождается само собой. А после долгожданной покупки приходит еще большая печаль.
- Способ вернуть контроль.
В современной жизни действительно много турбулентности, особенно в плане финансов. И иногда простая покупка позволяет обрести уверенность в будущем, мол, заработаю еще, позволю себе ещё. Разумеется периодически ничем хорошим это не кончается.
Кроме того современные исследования показывают, что люди жаждущие новых ощущений и адреналина тратят больше незапланированных денег. Ровно как и люди с нарциссическим складом характера.
Вторая порция факторов, влияющих на безконтрольные покупки больше относится к интернет-шопингу.
- Купить что-то онлайн - дело пары кликов и минуты времени;
Мы же проводим онлайн большую часть дня, так? А купить в интернете легче простого, щелкнула и все!
В то время как в оффлайн магазине можно рассматривать сумочки по паре часов, потом уйти в другой магазин и вообще передумать.
- Виртуальные деньги тратить легче.
Сравним: в кармане лежит тысяча, мы примерно знаем, что на нее можно купить и вряд-ли позволим себе больше ИЛИ на карте лежит вся ЗП мы подсознательно принимаем возможность доп. трат. В этом и психология!
КАК БОРОТЬСЯ СО СПОНТАННЫМИ ТРАТАМИ?
Свежие исследования показали, что в США около 60% от всех покупок - импульсивные. Это около $4 млрд в год! Мы уверены, что отечественная статистика если не на том же уровне, то очень к нему близка.
С проблемой спонтанных покупок нужно бороться, если для Вас это проблема. Иногда спонтанность играет нам на руку и то, что в обычной жизни мы никогда бы себе не позволили - спонтанно покупаем легко. И иногда такой шопинг приносит радость и облегчение.
Поэтому важно проанализировать свое поведение и ощущения. Если спонтанные покупки действительно приносят дискомфорт - вот пару советов, с чего начать:
- Наблюдение;
Заведите дневник покупок, записывайте туда не только то, что купили, но и какие эмоции испытывали в процессе и результате покупки.
- Попробуйте отсрочить импульсивное действие;
В нашем случае - это покупка. Увидели что-то не из списка нужных вещей? Прежде чем купить - поговорите об этой вещи минут 10 с кем-то, пройдитесь и подумайте о ней. Это даст время Вашему вниманию собраться и трезво взвесить все “за” и “против”.
- Проанализируйте прошлые импульсивные покупки;
Попробуйте найти то, что повлияло и заставило Вас принять решение о покупке. Будь то акция или ещё что-то. Найдите триггер, на который Вы попались. Разобрав на детали этот триггер - Вы будете избегать его в будущем.
- Прокачивайте навыки самоконтроля.
Не бегите от своих эмоций, а анализируйте их. А то вредное, что выявится в ходе анализа пробуйте взять под контроль.
ВЫВОДЫ
Брендовая одежда - это “лакомый кусочек” любого транжиры. Но люкс также опасен, как и привлекателен, ведь стоит настоящих денег.
Мы не говорим как-то отказываться от покупок. Важно просто понимать, что эти покупки приносят. Если остаточные эмоции - сплошной негатив, то, кажется, нужно что-то менять!
А сколько спонтанных покупок (тех, что заранее не планировались) Вы осуществили со времени последней ЗП? Делитесь в комментариях, будет интересно узнать, какова ситуация в России!
Ещё подписывайтесь на наш канал - это все, что Вам нужно, чтобы знать о мире моды все!