Это был, наверное, третий раз, когда я пересматривала «Крёстного отца», причем после очень большого перерыва и первый - после знакомства с первоисточником, романом Марио Пьюзо. Специально, сразу же, как закончила чтение.
Несмотря на то, что «Крёстный отец» считается одним из самых влиятельных фильмов, когда-либо снятых, и который, ко всему прочему занимает вторую строчку, сразу после «Гражданина Кейна» в списке величайших фильмов в американском кино, фанатом его я не являюсь. Не признать того, что фильм прекрасен, было бы глупо. Убийственная атмосфера Сицилии в самом сердце Америки, гениальность музыки Нино Рота и, разумеется, актеры, делают свое дело и делают идеально.
К основному составу семьи вопросов вообще нет.
Говоришь Дон Корлеоне – думаешь о Марлоне Брандо. Автор романа, Марио Пьюзо, выступающий и в роли сценариста, с самого начала видел в роли Вито только Брандо. Руководство Paramount Pictures всячески, по множествам причинам, включая вспыльчивый характер, отклоняло кандидатуру Брандо. Но после кинопроб он был утвержден на роль. Сейчас представить кого-либо другого на месте Брандо – невероятно. Я помню про Роберта де Ниро, «молодой» вариант Дона Корлеоне, но мы говорим о первом фильме и о книге. Брандо создал идеальный образ итальянского мафиози.
«Есть вещи, которые приходится делать — их делаешь, но о них никогда не говоришь. Их не пытаешься оправдать. Им нет оправданий. Их просто делаешь, и все. И забываешь».
Марио Пьюзо – Крёстный отец
🎬Крестный отец (1972)
The Godfather
Сантино (Джеймс Каан), Фредерико (Джон Казале) и Констанция Корлеоне (Талия Шайр), Том Хейген (Роберт Дюваль). Тут тоже все на своих местах. Особенно удачны Каан и Дюваль.
Майкл Корлеоне, ключевой персонаж после своего отца, Дона Корлеоне. Единственный из всех братьев (сестра, разумеется, в расчет не берется, как и любая другая женщина), который всегда был против «грязных» семейных делишек, зарекомендовал себя образцово-показательным гражданином своей страны, а в итоге возглавил клан. Морской пехотинец, герой войны, студент Дартмутского Университета. Главная метаморфоза и фильма, и книги. Козырь в рукаве. Волк в овечьей шкуре. Вот кто такой малыш Майки.
И Аль Пачино - невероятно молод и невероятно хорош. На момент съемок ему было 32, что больше, чем его герою, и это была всего лишь его третья роль в кино. Впрочем, это не помешало неизвестному актеру быть номинированным на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана, роль Майки Корлеоне.
Аль Пачино утвердили всего за три недели до начала съемок. В Paramount Pictures хотели видеть в образе Майкла не малоизвестное лицо, а кого-то вроде Уоррена Битти и Роберта Редфорда. Пробы прошли и Дастин Хоффман, и Мартин Шин, и Джеймс Каан, который в итоге сыграл Сонни Корлеоне. Аль Пачино получил роль только благодаря настойчивости режиссера, Френсиса Форда Копполы.
«Никогда и ни с кем не иди против семьи».
Марио Пьюзо – Крёстный отец
К героям второстепенным, но не менее важным, у меня после прочтения книги появились вопросы. Люка Брази – самый жуткий человек, которого только можно представить, от описаний которого бегут мурашки ужаса – в фильме не так уж и ужасен. Просто очередной человек (солдат), выполняющий приказ капореджиме. Линия Люки не показана вообще никак. А между тем его персонаж у Пьюзо прописан красноречиво. И не зря. Зря, что его историю убрали из фильма. На мой взгляд, странное решение.
Первая жена Майкла Аполлония не просто девушка. Это огонь. Не зря Пьюзо использует термин «поразил гром». Майкл был сражен, лишь взглянув на неё. В фильме же просто милая актриса. И если Аполлония недостаточно хороша, то Кей Адамс, вторая жена Майкла и его первая девушка, недостаточно блеклая и простая, если следовать книге. Про Дайан Китон, сыгравшую Кетрин, сложно сказать – никакая.
Роман Марио Пьюзо вышел в 1969 году, был продан тиражом более девяти миллионов копий за два года и долгое время был бестселлером.
В чем успех «Крестного отца», ведь это не первый роман о мафии? Пьюзо не стал брать за основу документальную хронику и архивы полиции. Как не ставил во главу угла дело любой мафии – бесконечные переделы, разборки, перестрелки, войны мести. «Крестный отец» — это в первую очередь семья. Большая, дружная итальянская семья. Где взрослых детей называют уменьшительно-ласкательными именами (Сонни, Фредо, Майки, Конни). Воскресные обеды со спагетти, соусами и жареным перцем. Очень консервативный взгляд на брак, начиная от осуждения внебрачного секса, заканчивая отношениями между мужем и женой. Майкл и Кей не смеют ночевать в одной комнате в родительском доме, будучи не женаты. А когда новоиспеченный муж избивает единственную дочь Вито, беременную Конни, он ничего не предпринимает. Она – замужем. Теперь её супруг решает все в их семье. Мать также не смеет вступаться. Вот она поводов не давала, и Вито её и не бил. Нужно быть мудрее, ты же сицилийка.
Мягкость в ежовых рукавицах. Перед нами один из самых жестоких главарей банды, который при этом нежный и заботливый муж, отец, дед. Но это как посмотреть, конечно.
«Я привык быть серьёзным. Женщины и дети могут быть беспечными, но не мужчины».
Марио Пьюзо – Крёстный отец
Роман показывает то, что интересно широкому кругу читателей - иерархию в семейных кланах, мафиозных итальянских кланах. Кто принимает решения, кто их выполняет, какая роль и функция у каждого участника системы. Очень важно и то, какая роль отводится женщине. С этой точки зрения книга значительно выигрывает, ранее при просмотре мне не хватало этих сведений.
Корлеоне – один из самых могущественных кланов Америки. Образ Вито Корлеоне, конечно, собирательный, но в большинстве своем исследователи выделяют несколько личностей:
- Фрэнк Костелло - как и Дон, он стремился расширить своё влияние за счёт внедрения в политические структуры приближённых ему лиц
- Вито Дженовезе - передал власть сыну после неудавшегося покушения на его жизнь
- Джо Профачи - как и Дон занимался продажей оливкового масла, выступавшей прикрытием незаконной деятельности
- Карло Гамбино – имел репутацию скромного человека и примерного семьянина, а на деле был серым кардиналом в мафиозных кругах.
А еще есть легенда, что Фрэнк Синатра был не очень-то доволен романом, потому как некоторые детали его собственной биографии нашли отражение в персонаже Джонни Фонтейна, певца, актера и по совместительству крестника Вито Корлеоне. Поговаривают, что Синатра тесно общался с чикагским гангстером Сэмом Джанканой, отсюда и недовольство.
Фильм вышел спустя несколько лет, в 1972 году. Как я уже говорила, Марио Пьюзо сам писал сценарий. Причем не только для первого фильма, но и для продолжений, поэтому винить сценариста в том, что он что-то исковеркал в романе, в данном случае будет странно.
Длится он три часа. Это много для фильма. Но не для истории такого уровня.
«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться».
Марио Пьюзо – Крёстный отец
Кстати, пока готовила статью, узнала, что есть телевизионный сериал «Крёстный отец: Трилогия. 1901—1980», который полностью был готов после выхода третьей части фильма, уже в 1992 году. Интересен он тем, что смонтирован в правильном хронологическом порядке, да с добавлением удаленных из фильмов эпизодов. Я даже заинтересовалась и при случае думаю посмотреть.
И говоря о хронологии, следует отметить, что это первое расхождение книги с фильмом. Годы молодости Вито Корлеоне, то, как он женился, жил в семье и развивал карьеру мафиози – ничего этого в фильме нет. Очевидно, что момент это важный, иначе его не использовали бы в продолжении. Вы можете со мной не согласиться, но «Крестный отец», первый фильм – это лучшее, что было снято о Корлеоне. Все продолжения – уже не то. Поэтому, на мой взгляд, важно было взять из книги как много больше, а не приберегать подробности для следующих фильмов.
Далее – все второстепенные персонажи, некоторых из них я уже упоминала. Практически отсутствует линия Джонни Фонтейна и его продюсера Джека Вольца, убийцы Люки Брази, семьи Кей, любовницы Сонни Люси Манчини и ее нового друга доктора. Вообще нет бывшего консильери Дженко Абанданно, место которого занимает Том Хейген.
Рана на лице Майкла – в книге представлена катастрофически, в фильме – лишь легкий след, который удачно маскируется за взглядом и улыбкой Аль Пачино. Остальное, наверное, мелочи, но из мелочей складывается определенная картинка. Нарушен порядок просящих у Дона на свадьбе его дочери, после возвращения Майкла в Нью-Йорк не Кей узнает об этом по телефону от его матери, а он сам к ней подходит на улице, говоря, что вернулся год назад (у Пьюзо - полгода), у них не два сына, а сын и дочь. Интимные подробности размеров Сонни, о которых можно только догадываться. В фильме Майкл убивает не только Барзини и Татталью, а глав всех четырех мафиозных семейств. Смазанная сцена покушения на Вито. Ну и так далее.
Я долго подступалась к чтению, потому что казалось, что будет не интересно. И жанр не мой, и тема, и фильм видела. Но оказалось, что роман хорош. Не просто хорош, а очень хорош. Он раскрыл все персонажи. Если не читали, рекомендую. Посмотрите на семейство Корлеоне немного другими глазами. Фильм – легенда. Но, кажется, гораздо более я прониклась, только прочитав книгу.
Закончить хочется цитатой Оноре де Бальзака, которая стала предисловием к роману Пьюзо:
«За всяким большим состоянием кроется преступление».
Лучше и не скажешь.