В Вильнюсе есть своя легенда о «женщине в чёрном». Возле церкви Святой Троицы в Вильнюсе в XVII веке произошла история, о которой сейчас мало кто знает. Эта городская легенда не столь широко известна, как легенда об основании Вильнюса или легенда о чудовище Нижнего замка.
В этой истории упоминается Иосафат Кунцевич, деятель греко-католической церкви, известный католический святой и мученик. Кунцевич пал в распрях между сторонниками Брестской унии и православной церкви. В сакральном искусстве нередко можно встретить изображение Кунцевича с секирой в голове, жертвой которой он стал.
Легенда об Иосафате и призраке упоминается в его житии, а также в труде религиозного деятеля и историка ВКЛ Нарамовича «Facies rerum sarmaticarum et lithuanarum».
Легенда приводится по книге Wladislaw Zahorski. «Podania į legendy wilenskie» (1925)
В начале XVII века, во времена служения блаженного Иосафата Кунцевича, в то время архимандрита Базилианского монастыря при церкви Святой Троицы, в Вильнюсе умерла пожилая женщина.
Она вела постыдную жизнь и имела дурную славу. Женщина разбила немало браков и сбила с пути добродетели многих честных девушек. Ради достижения подлых целей она не гнушалась никакими средствами. В ход шли лицемерие, клевета, лжесвидетельство, даже яд и подлое убийство. Она считала в праве так поступать, когда речь шла о получении денег, необходимых ей для ведения роскошной и разгульной жизни.
Чувство жалости было ей чуждо и она бранилась даже на нищих, которые просили подать милостыню. Злую женщину окружали всеобщее презрение и ненависть, поэтому никто не стал сожалеть, когда однажды ночью её нашли мертвой в постели.
Дальние родственники, узнав о смерти богатой тётки, собрались вместе, разделили её наследство между собой и похоронили её тело на кладбище у церкви.
Грешница после смерти отправилась жариться в аду за презренную жизнь.
А так как мёртвые мучители обычно беспокоят живущих, то соседство с погребённой старухой не давало покоя монахам-базилианам, жившим поблизости.
Как только наступила ночь и все легли спать, на кладбище появился страшный призрак женщины со спутанными волосами, с красным, искажённым гримасой лицом и дико горящими глазами. Руки и ноги её были связаны, а тело горело пламенем.
Стеная и трясясь в оковах, она пробиралась через кладбище к церкви и даже проникла в её притвор.
Соседи проводили ночи без сна, дрожа от страха, и наконец отправились к блаженному Иосафату и стали умолять его вернуть им мир и освободить святое место от призрака.
Блаженный архимандрит, сопровождаемый братом-иноком, ночью отправился в церковь и стал горячо молиться. Как только на башне ратуши пробил полночный час, снаружи послышался страшный грохот и шум и испуганный младший брат упал на колени священника, трясясь от страха.
Взяв в одну руку святое писание, а в другую – громовую свечу (громницу), он направился к дверям церкви.
В этот момент страшный вихрь сотряс стены огромной и пустой церкви, со свистом разорвал её и погасил все светильники, кроме громницы, которую Иосафат держал в руке.
Двери распахнулись, и перед священнослужителями появилась страшная фурия, пылающая пламенем, стонущая и бьющая кандалами. Из её рта катилась кровавая пена, а глаза дико вращались в глазницах.
Иосафат, призвав на помощь Бога, стал изгонять призрак при помощи дарохранительницы и свечи и громким голосом приказал ей возвращаться туда, откуда та пришла. Призрак метался и изворачивался, но святой продолжал преследовать его и изгонять его, пока тот не свернулся и со стоном не опустился в землю на кладбище.
Иосафат отметил место исчезновения призрака палкой. Отметив место, он вернулся в церковь и провел остаток ночи в молитве.
Как только рассвело, он созвал людей и приказал им копать в отмеченном месте. Они нашли труп женщины ужасного вида, тело было красным, с открытыми глазами и обнаженными зубами. На руках и ногах трупа были глубокие следы от кандалов.
Благословенный Иосафат приказал захоронить труп за городом на пустом месте и поставить на могиле каменный крест.
С тех пор ночные страхи прекратились, и осталось только воспоминание о них.
В заключение следует сказать, к большому сожалению захоронение загадочной женщины не было найдено и, по-видимому, не являлось объектом поисков историков, известно, что тело было захоронено на окраине Вильнюса под каменным крестом.