Сегодня в рубрике #КультурныеСоветы рассказываем о том, как появилась традиция иконописи на Руси и как правильно смотреть на лики святых.
Об истории и материалах
Особая живописная традиция, которая и стала иконописью, пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Существовал строгий канон – он очерчивал круг допустимых тем, приемов изображения и перечень символов, понятных верующим людям.
Само слово «икона» переводится с греческого как «образ». Именно поэтому в Древней Руси иконы называли по-другому – «образáми». Эта традиция сохраняется и по сей день.
Обычно иконы писали на деревянных досках, стараясь избегать смолистых пород дерева: их трудно было просушить. Мастера выбирали брусок из сердцевины бревна: эта часть дерева наименее подвержена деформации. Основу подготавливали особым способом, а после приступали к созданию иконы. Образа писали темперной краской, которая со временем практически не темнеет. Их украшали сусальным золотом и закрепляли защитным слоем – олифой.
Выделяют несколько иконописных школ, каждая из которых отличалась своими особенностями. Среди них:
- владимиро-суздальская;
- московская;
- новгородская;
- псковская;
- ростовская.
Древнерусские иконы преимущественно писались анонимными авторами. До наших времен дошли имена лишь некоторых выдающихся мастеров той эпохи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Как смотреть иконы?
Иконописцы с особым вниманием относились к каждой детали, поэтому все предметы можно легко рассмотреть, а вместе они складываются в историю. Мастера также сочетали в изображении разные перспективы. Получается эффект, будто бы наблюдатель видит все с разных точек одновременно. Особо выделяется обратная перспектива – в этом случае предметы расширяются по мере удаления, будто бы разворачиваясь к смотрящему.
Основные лики обычно пишутся анфас – это позволяет верующим вступить с героем в молитвенный диалог.
Положение фигур относительно Христа также имеет свой смысл: ближе к нему будут самые важные герои, по правую руку – те, кто выше в небесной иерархии. Важно помнить, что отсчет начинается как бы изнутри иконы, то есть правая сторона в изображении – та, которая для зрителя находится слева. А читать икону необходимо снизу вверх – от земного к небесному.