Найти тему

57. Тема 54. Орфография. Правила орфографии 9. Орфограммы в окончаниях.

Оглавление
Художник Роман Романов.
Художник Роман Романов.

Задание 1.Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему.

Рассмотрим основные сведения по теме.

Окончание — формообразующая морфема. В словах она показывает грамматические значения рода, лица, числа, падежа, др. и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание является средством: -согласования (новый дом - нового дома), -управления (письмо брату) -связи подлежащего со сказуемым (я иду, ты идешь).

Окончания есть только у слов, которые изменяют свою форму. это могут быть слова разных частей речи.

Рассмотрим орфограммы в окончаниях разных частей речи.

-2

Задание 2. Рассмотрим Таблицу "Орфограммы в окончаниях имён существительных".

-3

Как видим, написание безударных гласных в окончаниях в имён существительных зависит от того, в каком падеже стоит слово. Для того, чтобы правильно написать существительное, нужно либо запомнить таблицу окончаний, либо воспользоваться для проверки словом-помощником того же склонения с ударным окончанием.

-4

Задание 3. Закрепление. Работа в тетради.

Выполним упражнение для закрепления правила.

Упражнение 1.

Списать. Вставить пропущенные буквы. Записать в тетрадь слова с орфограммами в окончаниях имён существительных группами, распределив их по правилам орфографии. Выделить окончания. Письменно объяснить свои действия.

Без вишн…, в артел…, на юнош…, под берёз...й, о мозаик…, из черемух…, на аэробик…, с мам...й, о коршун…, без шал…, в старост…, в ткан..., над дом...м, к лип…, к бабул…, о берег…, на яблон…, с дяд...й, по почт…, о чашк…, по иголк…, о танц…, о талант…, в кроват.., для дочк…, в посылк.., под неб...м, о двойк…, в салфетк…, о математик…, над оконц...м, без живопис…, о лебед…, в печк…, около черепах…, на клумб…, от груст…, в доклад…, в башн…, к ночи, около верхушк…, к гаван…

-5

Задание 4. Проверь правильность выполнения задания.

Упражнение 1.

Без вишни, в артели, на юноше, под берёзой, о мозаике, из черемухи, на аэробике, с мамой, о коршуне, без шали, в старости, над домом, в ткани, к липе, к бабуле, о береге, на яблони, с дядей, по почте, о чашке, по иголке, о танце, о таланте, в кровати, для дочки, в посылке, под небом, о двойке, в салфетке, о математике, над оконцем, без живописи, о лебеде, в печке, около черепахи, на клумбе, от грусти, в докладе, в башне, к ночи, около верхушки, к гавани

1.Без вишни, из черемухи, для дочки, около черепахи, около верхушки (Род. п., 1 скл.), без шали, без живописи, от грусти (Род. п., 3 скл.).

2. К липе, к бабуле, по почте, по иголке (Дат. п., 1 скл.); к ночи, к гавани (Дат. п., 3 скл.).

3. Под берёзой, с мамой, с дядей (Твор. п., 1 скл.); под небом, над оконцем (Твор. п., 2 скл.)

4.На юноше, на яблоне, о мозаике, на аэробике, о чашке, в посылке, о двойке, в салфетке, о математике, в печке, на клумбе, в башне (Предл. п., 1 скл.); о коршуне, о береге, о танце, о таланте, о лебеде, в докладе (Предл. п., 2 скл.); в артели, в старости, в ткани, в кровати (Предл. п., 3 скл.).

-6

Задание 3. Рассмотрим Таблицу "Орфограммы в окончаниях имён прилагательных, причастий, порядковых числительных".

-7

В эту Таблицу не вошли местоимения. У них те же окончания. Они тоже подчиняются тем же правилам.

Кроме того, есть ещё одна орфограмма, касающаяся окончаний имён прилагательных, причастий, порядковых числительных и местоимений.

Рассмотрим её.

-8

В древнерусском языке как писалась буква «г», так и слышалась фонема «г», но в результате изменений в фонетическом строе русского языка мы стали слышать фонему «в» в словах имён прилагательных, причастий, порядковых числительных, местоимений: свое(в)о, бело(в)о, прощающе(в)о, пято(в)о. А в письменной речи мы продолжаем писать по традиции своего, белого, прощающего, пятого.

Дополнительная информация о глаголах и суффиксах/.

-9

Задание 4. Закрепление. Работа в тетради.

Выполним упражнение для закрепления правила.

Упражнение 2. Просклонять по падежам слова, выделить (подчеркни) окончания, в которых имеются орфограммы.

Им.п. мой, синий, гуляющий, сотый.

Род.п.

Дат.п.

Вин.п.

Твор.п.

Предл.п.

-10

Задание 4. Проверь правильность выполнения задания.

Упражнение 2. Просклонять по падежам слова, выделить (подчеркнуть) окончания, в которых имеются орфограммы.

/Для упражнения взяли те падежи, в которых есть орфограммы/.

Им.п. мой, синий, гуляющий, сотый.

Род.п. моего, синего,гуляющего,сотого.

Дат.п. моему, синему,гуляющему,сотому.

Твор.п. моим, синим,гуляющим,сотым.

Предл.п. о моём, о синем, о гуляющем, о сотом.

-11

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Повтори все правила по изученной теме. Подготовься к контрольной работе.

-12

*******

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна ВАМ!

***************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.