Найти тему
Sport24.ru

Издевался над простыми людьми СССР, а сам пил пиво и курил прямо в ложе. Истории о генсеке Брежневе

«Он просто помешался на хоккее».

Леонид Брежнев был страстным хоккейным болельщиком. До того, как Леонид Ильич вступил в должность генерального секретаря ЦК КПСС, хоккей не входил в список приоритетных для развития видов спорта в СССР. Никита Хрущев и Иосиф Сталин не уделяли ему достаточно внимания и точно не испытывали к игре с шайбой большой любви. Однако Брежнев сделал так, что хоккеем заболела вся страна.

Сам генсек болел за ЦСКА. Говорили, что просмотр матчей армейцев натурально спасал главе государства жизнь. Поскольку во время одного из многочисленных медицинских обследований Леонида Ильича выяснилось, что хоккей снимал ему стресс и улучшал эмоциональное самочувствие. Так что после напряженного рабочего дня Брежнев обожал смотреть любимую игру в загородной резиденции.

«Болел Брежнев за армейцев, конечно. Однажды, когда я трудился начальником Управления хоккея Спорткомитета СССР, раздался звонок: «Говорит председатель Спорткомитета Сергей Павлов: Борис, тебе сегодня надо быть в «Лужниках», там играют ЦСКА и «Торпедо». Встречу посетит Брежнев». А на «Спартак» он никогда не приезжал», — рассказывал форвард «Спартака» Борис Майоров.

Чаще всего Брежнев ходил на матчи любимого клуба вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым, который также болел за ЦСКА. Несмотря на сумасшедшую занятость, Леонид Ильич старался не пропускать ни одной встречи сильнейшей команды страны — если кто-то не помнит, то во времена СССР армейцы выигрывали советские первенства пачками. Интересно, что появление Брежнева на матчах накладывало дополнительную ответственность на работников телевидения. Генсек запрещал показывать себя по телевизору, поскольку чаще всего он пил пиво или курил прямо на трибунах. Само собой, Леониду Ильичу не хотелось, чтобы все зрители увидели его в таком виде.

«Брежнев просто помешался на хоккее. Лапин (председатель комитета по ТВ — прим. ред.) обязан был ставить все хоккейные матчи ЦСКА в эфир! Все до единого!», — рассказывал руководитель советского спортивного телевидения Аркадий Ратнер.

От появления Брежнева на хоккее страдали не только телевизионщики, но и болельщики ЦСКА. Хотя, казалось бы, если глава государства болеет за твой любимый клуб, то какие в этом могут быть минусы? Но они были. И очень существенные. Во-первых, из-за Леонида Ильича матчи с участием армейцев ставили не в 19:30, а в 18:30. Потому что иначе генсек не успевал по окончании встречи вернуться домой и посмотреть программу «Время». А о болельщиках, рабочий день которых заканчивался в 18:00, никто даже не подумал. Нетрудно догадаться, что добраться за полчаса от работы до стадиона, учитывая московские расстояния, не удавалось практически никому.

-2

Но и это еще не все. Даже если поклонники ЦСКА и успевали к стартовому вбрасыванию, то их ждала другая трудность. Оказывается, болельщиков не запускали на стадион до того момента, пока не приедет Брежнев. Леонид Ильич должен был первым расположиться на своей трибуне. После чего такую возможность давали и всем остальным. Свидетелем этого был защитник череповецкого «Металлурга» Валерий Бояновский:

«Был еще такой случай. Приехали в Москву на матч с ЦСКА, играли в «Лужниках». Выехали на раскатку, смотрим, а зал абсолютно пустой, ни одного человека. Ничего понять не можем. Где зрители? Неужели ни одного билета не продано? Минут через 10-15 выходим на игру — зал битком. И когда успели появиться? Отыграли пару смен, сидим на лавке, мне кто-то и говорит: наверх посмотри. Я поворачиваю голову — в 10 метрах от меня сидит Брежнев с сигаретой. Оказывается, пока он не приехал, в зал никого не пускали».